Анализ ассортимента и структуры продукции. Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций

ОПпл-ОПн

Кд.п = --------------------

ОПпл

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

· определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

· оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

· изучение жизненного цикла изделий и принятия, своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

· оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины — недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Оценка выполнения плана по ассортименту может про­водиться:

по способу наименьшего процента;

по способу среднего процента;

по стоимости недовыпущенной продукции.

По способу наименьшего процента выполнение плана выпуска отдельных видов изделий со­ставляет 94,8 %. При этом следует иметь в виду, что применение этого способа правомерно в том случае, если изделие, по которому наблюдается наимень­ший процент выполнения плана, составляет подавля­ющий удельный вес в общем объеме выпуска продук­ции.

На анализируемом предприятии доля этого изделия (изделие «Б») составляет всего лишь 12,7 % (8280: 65400 · 100);

Оценка выполнения плана по ассортименту по способу среднего процента определяет­ся путем деления общего фактического выпуска продукции в пределах плана в стоимостном выраже­нии на общий плановый выпуск продукции.

Для анализа выполнения плана по ассортименту по способу среднего процента используется следующая формула:

ВПа = ,

где ВПа - выполнение плана по ассортименту, %,

ВПп - сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска,

ВП0 - плановый выпуск продукции.

Средний процент выполнения плана по ас­сортименту по стоимости недовыпущенной продукции по сравнению с планом определяется путем деле­ния разности между планируемым объемом продукции и стоимостью недовыпущенной продукции на общий плановый выпуск продукции.

Объем недовыпущенной продукции по отдельным изделиям в стоимостном выражении определяется путем умножения количе­ства недовыпущенной против плана продукции в натураль­ном выражении на оптовую цену.

Наиболее объективную оценку выполнения плана по ассортименту можно дать с помощью второго и третьего способов расчета,

При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: