Словообразование – это раздел языкознания, изучающий все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов. Словообразование (С.), обеспечивая процесс номинации и его результаты, играет важную роль в классификационно-познавательной деятельности человека и выступает как одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а также установления связей между отдельными частями речи. Будучи учением о создании новых названий как мотивированных однословных знаков языка, С. может рассматриваться как часть ономасиологии. Оно изучает производные и сложные слова в динамическом («как делаются слова») и в статическом («как они сделаны») аспектах (Л. В. Щерба), как в диахроническом, так и в синхронномотношениях.
Сложность системы С. обусловливается: 1) тесными связями с др. уровнями языка – фонологией, морфонологией, морфологией, синтаксисом и грамматикой в целом; 2) исключительной подвижностью системы и невозможностью проведения жестких границ между ее потенциями и фактической реализацией, между С. и словоизменением; 3) трудностью дифференциации синхронии и диахронии; 4) большим количеством и разнообразием представленных здесь единиц (начиная от мельчайшей словообразовательной морфемы – аффикса и кончая словообразовательными категориями и др. объединениями производных; 5) разнообразием и коммуникативной значимостью самих функций С.
|
|
В зависимости от использованных в акте С. формальных средств оно делится иногда на словопроизводство (при использовании средств аффиксации – суффиксации и префиксации), словосложение (при участии в акте С. по крайней мере двух полнозначных единиц), конверсию (при переходе, или транспозиции, слов из одной части речи в другую), аббревиацию (при наличии сокращения исходных слов) и т. п. Образование новых слов (с помощью формальных средств) нередко именуется также деривацией, производные же и сложные слова как результаты процесса деривации обозначаются тогда общим термином «д е p и в а т ы».
Основными понятиями теории С. являются: понятие м о т и в а ц и и (мотивированности) как семантической обусловленности значения производного и сложного слов значениями их составляющих; в акте словообразования одни единицы выступают в качестве источника мотивации, в связи с чем другие – результативные – рассматриваются как обусловленные мотивированные (ср. «он носит письма» и «письмоносец»); понятие словообразовательной п р о и з в о д н о с т и, основанное на формальной и семантической выводимости свойств производного из свойств исходных, или производящих, единиц. Применение этих понятий позволяет рассматривать производное слово как такую структуру, внутренняя форма которой соответствует выражаемому ею содержанию и которая строится как двучленное, бинарное образование из отсылочной и формантной частей. Отсылочная часть, состоящая из основы или основ мотивирующих слов, отсылает к источнику мотивации и служит способом сохранить содержащиеся в ней полнозначные единицы в структуре деривата (ср. «он учится в школе» и «школьник», «он преподает» и «преподаватель»); формантная часть, состоящая из форманта, использованного в акте С., служит выражению нового значения у деривата по сравнению с мотивировавшим его словом (ср. -ник в «школьник», -тель в «преподаватель»). Важным понятием теории С. является понятие с л о в о о б р а з о – в а т е л ь н о г о п р а в и л а. Оно связано с определением закономерностей, наблюдаемых при создании морфологических структур производных слов и выражений ими новых значений. Словообразовательные правила описывают особенности моделирования производных слов в процессах деривации, отмечают диапазон их действия в языке, характеризуют наблюдаемый процесс с т. зр. его регулярности/нерегулярности, продуктивности/ непродуктивности, включают указание на базу деривации, используемый формальный прием, категориальные и семантические признаки баз и результатов деривации, сочетаемостные свойства морфем и их морфонологические преобразования, а также разного рода ограничения (фонетические, морфологические, семантические и прагматические), действующие при проведении правила. Последние нередко характеризуются как блокирующие действие правила.
|
|
Ключом к правильной интерпретации деривата является соотнесение его морфологической и словообразовательной структур: в результате морфологического анализа производится выделение в производном его минимальных составных элементов – морфем; выделенные морфемы соотносятся далее с отсылочной и формантной частями деривата, благодаря чему устанавливается строение каждой из них. Так, морфологический анализ позволяет выделить в слове «мореплаватель» морфемы мор-, -е-, плав-, -а- и
-тель, а словообразовательный – определить части мор- и плав-, а- как отсылочные, а -е- и -тель – как формантные, что и ведет к идентификации данного слова как сложнопроизводного образования.
Целью словообразовательного анализа можно считать установление отношений словообразовательной производности между дериватом и исходной для него единицей и, следовательно, определение источника мотивации и средств его отражения в структуре деривата, с одной стороны, способов его формального преобразования – с другой, и путей формирования нового значения в данной морфологической структуре – с третьей. Новое значение, возникающее в деривате в результате соединения данной отсылочной части с данной формантной частью и в результате самого формирования этих частей в акте С., называется словообразовательным значением, которое может быть определено либо по значению формантной части деривата, когда его непосредственным носителем считают деривационный, или словообразовательный, формант, либо более широко – как результат воздействия данного форманта с его категориально-грамматическими и лексическими характеристиками на данную производящую основу (основы) и их категориально-грамматического и лексического значения. Среди словообразовательных значений выделяются как более общие, транспозиционные значения, связанные с приобретением образующимся словом значения той части речи, в которую оно транспонируется, т. е. предметности при транспозиции в класс существительных (ср. «играть – игра», «ходить – ходьба», «молодой – молодость»), процессуально при транспозиции в класс глаголов (ср. «старый – стареть», «вдова – вдоветь», «руль – рулить», «ах – ахать»), признаковое при транспозиции в класс прилагательных (ср. «лес – лесной», «вчера – вчерашний»), так и более конкретные – модификационные значения. Среди значений этого последнего типа нередко выделяются уменьшительные (ср. «дом – домик», «белый – беленький»), увеличительные (ср. «дом – домище», «большой – большущий») или др. усилительные или количественные значения (ср. «кричать – раскричаться», «сохнуть – иссохнуть», «толкать – толкнуть», «ходить – хаживать» и т. п.).
|
|
В центре словообразования – процессы появления номинативных единиц языка, слов, относящихся к системе номинации. В появлении нового слова следует различать два момента: 1) создание нового слова в речи по активной словообразовательной модели, 2) закрепление созданного слова в языке, в его словарном составе как общественно необходимой единицы. Первое явление можно иначе назвать механизмом словообразования и описывать его в структурных терминах, второе – более сложный процесс, не укладывающийся в рамки структурного описания, связанный с культурой и историей народа.
Появляющееся в результате первого процесса, механизма словообразования, слово лишено всякой идиоматичности. Если под идиоматичностью понимать такое явление, когда значение целого (слова или словосочетания) больше, чем сумма значений компонентов, то значение появляющегося слова еще полностью равно сумме значений словообразовательной основы и аффикса. Дальнейшая жизнь слова, его «взросление» определяется социальной потребностью, в ответ на которую происходит «общественное признание» нового слова и его фиксация в словаре с идиоматичным значением. Таким образом, второй этап словообразования уже не может считаться словообразованием в том смысле, как предыдущий, это этап семантического развития.