Общие вопросы словообразования. Механизмы словообразования

Словообразование – это раздел язы­кознания, изучающий все аспекты созда­ния, функционирования, строения и клас­сификации производных и сложных слов. Словообразование (С.), обеспечивая процесс номинации и его результаты, играет важную роль в классификационно-познавательной деятельности че­ловека и выступает как одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а также установления связей между отдельными частями речи. Будучи учением о создании новых названий как моти­вированных однословных знаков языка, С. может рассматриваться как часть ономасиологии. Оно изучает производные и сложные слова в динамическом («как де­лаются слова») и в статическом («как они сделаны») аспектах (Л. В. Щерба), как в диахроническом, так и в синхронномотношени­ях.

Сложность системы С. обусловливает­ся: 1) тесными связями с др. уровнями языка – фонологией, морфонологией, мор­фологией, синтаксисом и грамматикой в целом; 2) исключительной подвижностью систе­мы и невозможностью проведения жест­ких границ между ее потенциями и фактической реализацией, между С. и словоизме­нением; 3) трудностью дифференциации синхронии и диахронии; 4) большим количеством и разнообразием представленных здесь единиц (начиная от мельчайшей словообразовательной морфемы – аффикса и кон­чая словообразовательными категориями и др. объединениями производных; 5) разнообразием и коммуникативной зна­чимостью самих функций С.

В зависимости от использованных в ак­те С. формальных средств оно делится иногда на словопроизводство (при ис­пользовании средств аффиксации – суф­фиксации и префиксации), словосложение (при участии в акте С. по крайней мере двух полнозначных единиц), конверсию (при переходе, или транспозиции, слов из одной части речи в другую), аббревиа­цию (при наличии сокращения исходных слов) и т. п. Образование новых слов (с помощью формальных средств) нередко именуется также деривацией, производные же и сложные слова как ре­зультаты процесса деривации обознача­ются тогда общим термином «д е p и в а т ы».

Основными понятиями теории С. являются: понятие м о т и в а ц и и (мотивирован­ности) как семантической обусловленности значения производного и сложного слов значениями их составляющих; в акте словообразования одни единицы высту­пают в качестве источника мотивации, в связи с чем другие – результативные – рассматриваются как обусловленные мотивированные (ср. «он носит пись­ма» и «письмоносец»); понятие сло­вообразовательной п р о и з в о д н о с т и, основанное на формаль­ной и семантической выводимости свойств производного из свойств исходных, или производящих, единиц. Применение этих понятий позволяет рассматривать произ­водное слово как такую структуру, внутренняя форма которой соответствует выражаемо­му ею содержанию и которая строится как двучленное, бинарное образование из отсылочной и формантной частей. От­сылочная часть, состоящая из основы или основ мотивирующих слов, отсылает к источнику мотивации и служит способом сохранить содержащиеся в ней полнозначные единицы в структуре деривата (ср. «он учится в школе» и «школьник», «он преподает» и «преподаватель»); формантная часть, состоящая из форманта, использованного в акте С., служит выра­жению нового значения у деривата по сравнению с мотивировавшим его словом (ср. -ник в «школьник», -тель в «препода­ватель»). Важным понятием теории С. является понятие с л о в о о б р а з о – в а т е л ь н о г о п р а в и л а. Оно связано с определением закономерностей, наблюдаемых при создании морфологических структур производных слов и выраже­ний ими новых значений. Словообразо­вательные правила описывают особенности мо­делирования производных слов в процес­сах деривации, отмечают диапазон их дей­ствия в языке, характеризуют наблю­даемый процесс с т. зр. его регулярности/нерегулярности, продуктивности/ не­продуктивности, включают указание на базу деривации, используемый формаль­ный прием, категориальные и семантические признаки баз и результатов деривации, сочетаемостные свойства морфем и их морфонологические преобразования, а также разного рода ограничения (фонетические, морфологические, семантические и праг­матические), действующие при проведе­нии правила. Последние нередко харак­теризуются как блокирующие действие правила.

Ключом к правильной интерпретации деривата является соотнесение его морфо­логической и словообразовательной структур: в ре­зультате морфологического анализа произво­дится выделение в производном его ми­нимальных составных элементов – морфем; вы­деленные морфемы соотносятся да­лее с отсылочной и формантной частями деривата, благодаря чему устанавлива­ется строение каждой из них. Так, морфологический анализ позволяет выделить в слове «мореплаватель» морфемы мор-, -е-, плав-, -а- и

-тель, а словообразова­тельный – определить части мор- и плав-, а- как отсылочные, а -е- и -тель – как формантные, что и ведет к идентифи­кации данного слова как сложнопроизводного образования.

Целью словообра­зовательного анализа можно считать установле­ние отношений словообразовательной производности между дериватом и исходной для него единицей и, следовательно, оп­ределение источника мотивации и средств его отражения в структуре дери­вата, с одной стороны, способов его фор­мального преобразования – с другой, и путей формирования нового значения в данной морфологической структуре – с третьей. Новое значение, возникающее в деривате в результате соединения дан­ной отсылочной части с данной формант­ной частью и в результате самого форми­рования этих частей в акте С., называет­ся словообразовательным значением, которое может быть опре­делено либо по значению формантной части деривата, когда его непосредствен­ным носителем считают деривационный, или словообразовательный, формант, либо более широко – как результат воз­действия данного форманта с его категориально-грамматическими и лексическими характе­ристиками на данную производящую ос­нову (основы) и их категориально-грамматического и лексического значения. Среди словооб­разовательных значений выделяются как более общие, транспозиционные значения, свя­занные с приобретением образующимся словом значения той части речи, в которую оно транспонируется, т. е. предметности при транспозиции в класс существитель­ных (ср. «играть – игра», «ходить – ходьба», «молодой – молодость»), про­цессуально при транспозиции в класс глаголов (ср. «старый – стареть», «вдо­ва – вдоветь», «руль – рулить», «ах – ахать»), признаковое при транс­позиции в класс прилагательных (ср. «лес – лесной», «вчера – вчерашний»), так и более конкретные – модификационные значения. Среди значений этого последнего типа нередко выделяются уменьшительные (ср. «дом – домик», «белый – беленький»), увеличительные (ср. «дом – домище», «большой – большущий») или др. усилительные или количественные значения (ср. «кри­чать – раскричаться», «сохнуть – ис­сохнуть», «толкать – толкнуть», «хо­дить – хаживать» и т. п.).

В центре словообразования – процессы появления номинативных единиц языка, слов, относящихся к сис­теме номинации. В появлении нового слова следует различать два момента: 1) со­здание нового слова в речи по активной словообразовательной мо­дели, 2) закрепление созданного слова в языке, в его словарном со­ставе как общественно необходимой единицы. Первое явление мож­но иначе назвать механизмом словообразования и описы­вать его в структурных терминах, второе – более сложный процесс, не укладывающийся в рамки структурного опи­сания, связанный с культурой и историей народа.

Появляющееся в результате первого процесса, механизма слово­образования, слово лишено всякой идиоматичности. Если под идиоматичностью понимать такое явление, когда значение целого (слова или словосочетания) больше, чем сумма значений компонентов, то значение появляющегося слова еще полностью равно сумме значений словообразовательной основы и аффикса. Дальнейшая жизнь слова, его «взросление» определяется социальной потребностью, в ответ на которую происходит «общественное признание» нового слова и его фиксация в словаре с идиоматичным значением. Таким образом, вто­рой этап словообразования уже не может считаться словообразова­нием в том смысле, как предыдущий, это этап семантического разви­тия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: