Классификация методов педагогического исследования.
· Метод исследования в науке – это путь познания объективной реальности.
· Методика педагогических исследований опирается на ряд общенаучных принципов и подходов:
q Системный подход к педагогическим явлениям и фактам;
q Личностный подход (уважение прав, свобод, уникальной ценности личности);
q Деятельностный подход
q Соответствие этическим и правовым нормам
· Объектами научно-педагогического исследования являются педагогические
- системы,
- явления,
- процессы.
· Предметами исследования бывают
- элементы педагогического процесса,
- связи и соотношения элементов (система зависимостей)
· По целям методы педагогических исследований можно классифицировать, разделив на три большие группы:
Фундаментальные | Прикладные | Разработки |
Раскрывают закономерности процесса воспитания | Определяют пути совершенствования содержания и методов воспитания | Создают конкретные методики и методические разработки |
· По характеру действий исследователя научно-педагогические методы можно подразделить на
- Теоретические,
- Эмпирические,
- Экспериментальные.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ методы исследования определяют степень научной разработанности проблемы, уровень ее теоретического осмысления. К теоретическим методам относятся сравнение, систематизация, анализ, синтез, структурирование, реферирование и т.д.
q Эмпирические методы исследования в педагогике изучают педагогическую практику, не внося в нее существенных изменений. Они направлены на выявление значимых закономерностей и продуктивных достижений, которые можно было бы внедрить в широкую педагогическую практику.
q Эмпирические методы исследования иногда называют традиционными. К ним относятся:
Ø Наблюдение
- Прямое,
- Косвенное,
- Включенное.
Ø Изучение опыта
Ø Анализ педагогической документации
Ø Изучение продуктов учебной и творческой деятельности учащихся
Ø Письменные и устные опросы:
- Беседа,
- Интервью.
- Анкетирование
q Обработка данных производится с применением количественных и качественных методов.
СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА, ЕГО ВИДЫ И НАЗНАЧЕНИЕ
o Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса.
o Обязательные условия педагогического эксперимента:
Ø Наличие равноценных по составу экспериментальной и контрольной групп
Ø Работа групп в равных условиях со строго определенными экспериментом различиями в содержании или методике учебно-воспитательного процесса
o Типы эксперимента:
§ В естественных условиях
§ Лабораторный
o Этапы эксперимента:
§ Констатирующий,
§ Формирующий, (преобразующий)
§ Контрольный