Характеристика эмпирических методов исследования

Классификация методов педагогического исследования.

· Метод исследования в науке – это путь познания объективной реальности.

· Методика педагогических исследований опирается на ряд общенаучных принципов и подходов:

q Системный подход к педагогическим явлениям и фактам;

q Личностный подход (уважение прав, свобод, уникальной ценности личности);

q Деятельностный подход

q Соответствие этическим и правовым нормам

· Объектами научно-педагогического исследования являются педагогические

- системы,

- явления,

- процессы.

· Предметами исследования бывают

- элементы педагогического процесса,

- связи и соотношения элементов (система зависимостей)

· По целям методы педагогических исследований можно классифицировать, разделив на три большие группы:

Фундаментальные Прикладные Разработки
Раскрывают закономерности процесса воспитания Определяют пути совершенствования содержания и методов воспитания Создают конкретные методики и методические разработки

· По характеру действий исследователя научно-педагогические методы можно подразделить на

- Теоретические,

- Эмпирические,

- Экспериментальные.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ методы исследования определяют степень научной разработанности проблемы, уровень ее теоретического осмысления. К теоретическим методам относятся сравнение, систематизация, анализ, синтез, структурирование, реферирование и т.д.

q Эмпирические методы исследования в педагогике изучают педагогическую практику, не внося в нее существенных изменений. Они направлены на выявление значимых закономерностей и продуктивных достижений, которые можно было бы внедрить в широкую педагогическую практику.

q Эмпирические методы исследования иногда называют традиционными. К ним относятся:

Ø Наблюдение

- Прямое,

- Косвенное,

- Включенное.

Ø Изучение опыта

Ø Анализ педагогической документации

Ø Изучение продуктов учебной и творческой деятельности учащихся

Ø Письменные и устные опросы:

- Беседа,

- Интервью.

- Анкетирование

q Обработка данных производится с применением количественных и качественных методов.

СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА, ЕГО ВИДЫ И НАЗНАЧЕНИЕ

o Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса.

o Обязательные условия педагогического эксперимента:

Ø Наличие равноценных по составу экспериментальной и контрольной групп

Ø Работа групп в равных условиях со строго определенными экспериментом различиями в содержании или методике учебно-воспитательного процесса

o Типы эксперимента:

§ В естественных условиях

§ Лабораторный

o Этапы эксперимента:

§ Констатирующий,

§ Формирующий, (преобразующий)

§ Контрольный


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: