В начале анкеты обычно ставят вопросы, цель которых - установить доверие и взаимопонимание между респондентом и интервьюером. Хорошо помогают в этом вопросы типа: «Какого Вы мнения о...». Расчет делается на то, что большинство людей любят высказывать свое мнение. Ответы на эти вопросы нередко даже не обрабатываются.
Но иногда вводный вопрос служит одновременно вопросом-фильтром: он позволяет понять, подходит ли респондент для интервью. Примером может быть простой и «неопасный» вводный вопрос: «Кто в Вашей семье в основном делает покупки в магазинах?» Иногда назначение вопроса-фильтра - определить, входит ли данное лицо в исследуемую совокупность, является ли потенциальным респондентом.
Остальные вопросы разбиваются на три группы, которые располагаются последовательно.
Первая группа вопросов - базовая информация, непосредственно относящаяся к исследуемой проблеме.
Вторая - классификационная информация: социально-демографические, психологические и др. характеристики респондента.
|
|
Третья - идентификационная информация: фамилия и имя, адрес, телефон респондента и т.д. Эта информация хранится отдельно от анкеты. Такое расположение групп связано с тем, что личная тема может вызвать отчуждение между интервьюером и респондентом.
Есть определенные правила размещения вопросов внутри каждой группы.
1 Сложные, скучные и чувствительные для респондентов вопросы лучше задавать в конце каждой группы вопросов. В частности, вопрос о доходе, как правило, задается последним в группе классифицирующих вопросов, а вопрос о номере телефона - последним в группе идентифицирующих.
2 Расположение вопросов в группе от общего к частному (принцип воронки). Например, сначала нужно спросить о наиболее важных для респондента критериях выбора товара, а потом попросить оценить по шкале степень важности каждого критерия. Если поставить эти вопросы в обратном порядке, частные вопросы приведут к смещению ответов на общие.
Иногда, правда, применяется противоположный принцип. Это делают в случаях, когда у респондентов нет сложившейся точки зрения по данному вопросу или они не могут сформулировать свою точку зрения.
3 Вопросы внутри каждой группы разбиваются по темам. Каждой теме предпосылается короткая вводная фраза, чтобы респонденту было легче переключиться.
Часто применяются разветвляющие вопросы. В зависимости от полученного ответа интервьюер переходит к тому или иному вопросу анкеты. Это уменьшает число ошибок и увеличивает число завершенных интервью. Правда, здесь есть и опасность: ответив один раз «да» на вопрос-фильтр и «получив» за это большую серию вопросов, развивающих эту тему, респондент поостережется отвечать «да» на следующий вопрос-фильтр и скажет, например, что никогда не покупал таких товаров. Поэтому предварительно желательно задать разветвляющие вопросы. Например, сначала узнать, какие из содержащихся в списке рекламных роликов он видел, а потом поочередно расспросить о каждом из названных.
Тема 7: «Обработка и анализ маркетинговой информации»