Прежде всего, следует подумать, нужен ли вопрос?
Лишь в начале анкеты можно ставить не слишком нужные для последующего анализа вопросы, цель которых - установить контакт с респондентом. Ко всем остальным вопросам отношение должно быть строго функциональное: если непонятно, как будет использоваться эта информация, вопрос надо исключать. Наиболее важные вопросы иногда дублируются с небольшими модификациями, чтобы получить более надежные сведения.
Далее, нужно подумать, можно ли обойтись одним вопросом?
Например, как понять ответ «нет» на вопрос: «Согласны ли Вы, что кока-кола - вкусный и освежающий напиток?» Считает ли респондент, что кока-кола не обладает только каким-то одним из этих свойств или ни одним из них? Из-за таких вопросов трудности возникают не только при обработке, но и в ходе опроса. Как ответить на этот вопрос респонденту, который считает кока-колу вкусной, но не освежающей? Он начнет спрашивать об этом интервьюера, а тот не имеет права давать никаких пояснений. Значит, здесь нужен не один, а два вопроса.
Другой пример- это вопросы типа «почему Вы делаете покупки в магазине Nike?» Что тут имеется в виду? Один ответит «чтобы купить кроссовки», другой - «потому, что он удобно расположен», третий - «потому, что мне друг посоветовал». Следовательно, здесь нужен не один вопрос, а целый блок вопросов.
1 «Почему Вы пришли за покупками в магазин спортивной обуви?»
2 «В чем Вы видите преимущества и недостатки этого магазина по сравнению с другими аналогичными?»
3 «Откуда Вы впервые узнали об этом магазине?»
При формулировании вопросов нужно задавать себе вопросы: кто, что, когда, где, почему, зачеми каким образом.
Например, что означает вопрос: «Какой шампунь Вы используете?» Во-первых, кто здесь имеется в виду, о ком спрашивают: обо мне лично или о моей семье? Во-вторых, что: какой шампунь надо называть - который использую сейчас, применяю чаще всего или предпочитаю, хотя и приходится чаще всего пользоваться другим шампунем? А если я пользуюсь разными видами шампуня? В-третьих, когда: в последнее время, на последней неделе, в течение последнего месяца? В-четвертых, где: предполагается, что дома, но об этом не сказано. Правильно сформулированный вопрос звучит так: «Шампунь какой марки или каких марок Вы лично использовали дома в течение последнего месяца?»
Работая над анкетой, нельзя забывать, что респондент может не знать или не помнить что-либо из того, что нужно для ответа на какие-то вопросы. Например, человек может не знать, сколько его жена тратит в супермаркете. Самое опасное - не то, что он скажет «не знаю», а то, что, дав ответ, внесет смещение в оценки.
Разные члены семьи иногда имеют различные представления не только о размере доходов семьи, но даже относительно принадлежащего ей имущества. Так, например, во время одного опроса, посвященного автомобилям, в одном из российских городов была по месту жительства опрошена женщина, которая заявила, что у них есть автомобиль. Через некоторое время контролер позвонил этой женщине домой. К телефону подошел ее муж. Он подтвердил, что такая женщина действительно проживает в этой квартире, но автомобиля у них нет. Выяснилось, что у этой женщины, кроме мужа, есть кто-то еще, у кого действительно есть автомобиль. Дело чуть не закончилось разводом!
Нужны вопросы-фильтры. Например, прежде чем спрашивать об отношении к каким-либо товарам, нужно узнать об опыте их использования. При обработке результатов необходимо иметь возможность выяснять, что думают о товаре те, кто им уже пользовался, и — отдельно — все остальные. Так, при обработке результатов опроса москвичей о магазинах, специализирующихся на торговле электроникой и бытовой техникой, при анализе не учитывались оценки, выставленные магазинам теми, кто заявил, что знаком с несуществующей в действительности фирмой «Аудио-Медиа», включенной в список наряду с другими фирмами.
Нужно также учитывать естественную забывчивость респондентов. Большинство из них не хотят при опросе напрягаться, припоминая те или иные обстоятельства. Поэтому надо максимально упрощать им задачу. Например, легче ответить на вопрос: «В каком магазине Вы купили тот или иной товар?», чем на вопрос: «Что Вы купили в том или ином магазине?»
Респондент не может сам сформулировать ответ, например, на такой вопрос: «Какого типа магазины Вы предпочитаете?» Респонденту нужно помогать, предлагая варианты возможных ответов, картинки и т.д.
При формулировании вопроса нужно использовать только простые слова, соответствующие словарному запасу респондентов. Нельзя применять специальные научные и технические термины, так как большинство респондентов их не понимает. Скажем, вместо вопроса: «Считаете ли Вы приемлемым уровень дистрибуции безалкогольных напитков?» лучше задать вопрос: «Можете ли Вы сказать, что безалкогольные напитки есть в продаже всякий раз, как у Вас возникает желание их купить?»
Нежелательно просить респондентов что-либо подсчитать. Например, если надо узнать среднедушевой доход семьи, обычно советуют спросить о суммарном доходе всех членов семьи и о размере семьи, а разделить одно на другое самим.
Важно использовать только однозначно понимаемые формулировки. Например, представления о том, что такое «часто» и «редко» у каждого свои. Тем не менее, в анкетах можно нередко встретить такие вопросы.
Как часто Вы обычно делаете покупки в супермаркете в течение месяца?
1 никогда;
2 от случая к случаю;
3 иногда;
4 часто;
5 регулярно.
С точки зрения проведения интервью и точности анализа его результатов, лучше спросить, например, так.
Сколько примерно раз в течение месяца Вы обычно делаете покупки в супермаркете?
1 меньше одного;
2 один - два;
3 три - четыре;
4 более четырех
Недопустимо использование наводящих вопросов.
Пример еще более неграмотного вопроса, навязывающего респонденту социально одобряемый ответ: «Как Вы думаете, следует ли патриотам своей страны покупать импортные товары, оставляя своих товаропроизводителей без средств к существованию?»
Или такой пример: «Согласны ли Вы с Российской Ассоциацией стоматологов, что зубная паста Колгейт защищает от кариеса?» Он учит: не ссылайтесь на высказывания авторитетов!
Следует избегать само собой разумеющихся альтернатив.
Так, вопрос: «Любите ли Вы летать самолетом на короткие расстояния?» лучше заменить на следующий: «На короткие расстояния Вы предпочитаете летать самолетом или ездить на поезде?» Первый вариант создаст иллюзию большей, чем на самом деле, склонности людей к полетам.
Другой пример. Вместо того чтобы спрашивать: «Считаете ли Вы, что государственный бюджет должен быть сбалансированным?» лучше спросить: «Считаете ли Вы, что государственный бюджет должен быть сбалансированным, даже если для этого гражданам придется платить больше налогов?» Всегда нужно давать респондентам пищу для размышлений. Вспоминая сцену с задержанными на 15 суток хулиганами из «Операции Ы» Леонида Гайдая, нужно действовать по принципу «Огласите весь список!»
Наконец, следует обдумать следующие вопросы.
- Выразили ли мы то, что хотели?
- Нет ли у этой формулировки другого смысла?
- Если есть, то ясно ли из контекста, что Вы имеете в виду?
- Не похожи ли некоторые слова по звучанию на другие?
Это может запутать респондента!
- Нельзя ли то же самое высказать проще?