Планирование и достижение учебно-воспитательных целей на уроках трудового обучения

СОДЕРЖАНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИКОВ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Учитель трудового обучения, желающий познакомить своих питомцев не только с базовым инвариантным курсом — минимальным стандартом, но и с дополнительными вариативными курсами, может встретиться с трудностями. Это будут трудности материального обеспечения прохождения отдельных тем программы, что чаще всего выражается в невозможности фронтальной организации работы школьников по ним. В этих условиях, чтобы обеспечить изучение таких тем всеми учащимися, преподаватель должен составить график их перемещения по рабочим местам. В зависимости от содержания темы и условий организации обучения графики могут иметь различную форму (см. схему 7), однако целесообразно придерживаться следующих требований:

• класс разбивается на звенья с равным числом учащихся;

• длительность периода перемещения определяется программой;

• общий период, на который составляется график, равен произведению количества звеньев на длительность одного периода перемещения;

• график должен составляться так, чтобы каждый учащийся освоил учебный материал в соответствии со школьной программой;

• в графиках перемещения по возможности должно учитываться постепенное повышение сложности выполняемых учащимися работ;

• на определенном рабочем месте или виде оборудования в одно и то же время графиком должна быть предусмотрена работа только одной ученической бригады (или одного учащегося).

При всем многообразии вариантов составления графиков перемещения в принципе их можно свести к двум основным типам:

а) графики, предусматривающие перемещение всех учащихся класса (может быть, в течение всего учебного года):

б) графики, предусматривающие перемещение только части учащихся (например, при пропуске занятий в связи с заболеванием)

Учителю всегда непросто контролировать учебный процесс, когда часть трудится над одним заданием, а другие учащиеся проходят обучение по скользящему графику. В этих ситуациях методически оправданно и целесообразно применение письменных инструкций, которые подготавливаются для каждого звена, содержат достаточно подробные указания и предусматривают обяза­тельный самоконтроль. Допускается использование инструкторов из числа особо успевающих учеников. Опыт показывает: взаимообмен знаниями приносит хорошие результаты.

  Неделя
Ученические            
звенья Уроки
  1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12
1-е   Тема № 3 Тема № 5       Тема № 4   Тема № 6
2-е   Тема № 4 Тема № 5  
3-е   Тема № 5
4-е   Тема № 5

Схема 7 График перемещения учащихся при не фронтальном обучении

Обучение должно быть воспитывающим — этот постулат является фундаментальным, ибо определяет одну из важнейших сфер профессиональной деятельности учителя трудового обучения.

При подготовке к занятиям, вне зависимости от их организационной формы, учителю необходимо уметь четко определять цели и задачи как всего раздела учебной программы, так и отдельного занятия.

Под целью в учебном процессе подразумевают конкретную учебно-воспитательную задачу, требующую решения совместно с учащимися.

Чтобы четко определить цель, нужно уметь представить себе конечный результат, уяснить, какими знаниями, умениями и навыками должны обогатиться ученики после урока, какие качества личности при этом формируются.

Учителю на каждом уроке приходится решать, как правило, несколько учебно-воспитательных задач. В связи с этим он обязан уметь определять частные задачи данного занятия и на их основе формулировать главные цели урока.

В планах-конспектах занятий следует указывать не узкие производственные цели, а комплекс учебно-воспитательных задач, исходя из сформулированного нами принципа развития творческой личности учащегося. Среди комплекса учебно-воспитательных задач определяют образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

Образовательные задачи понимаются как общеинтеллектуальное развитие школьника, формирование и расширение его представлений о достижениях науки и техники, особенностях применяемых технологий и возможностях приложения общекультурных и общетехнических знаний на производстве.

Поясним это на конкретном примере.

Предположим, темой занятия является введение в деревообработку. Что, школьник никогда не видел дерева или не сталкивался с какими-то способами обработки пиломатериалов?

Но можно рассказать о необычайных качествах бальсы — дерева, которое легче пробки, или о прочности самшита, о секвойе, которая может быть выше телевизионных ретрансляторов, о карликовых бонсаях, чей возраст измеряется столетиями, а высота — всего лишь десятками сантиметров.

Это расширит представления школьников о таком обычном, казалось бы, материале, как дерево. Нужно говорить и о безбрежном мире химических продуктов, получаемых из древесины.

А еще, например, — о новой технологии, разработанной в Японии, для изготовления из бревна квадратных балок. Вместо привычного обтесывания бревно пропускают через микроволновую установку при 100-градусной температуре, а затем через валки: так можно получить не только квадратный, а любой самый замысловатый профиль.

Такие примеры расширяют представления о современных технологиях.

Формулировки образовательных задач могут быть самыми разнообразными:

· дать начальное представление (дать первичное представление) о...

· обеспечить усвоение...;

· сформировать (продолжить формирование)...;

· закрепить...;

· обобщить (или систематизировать) следующие научные знания, производственные понятия...;

· расширить следующие специальные производственные представления...;

· углубить (закрепить) следующие общетрудовые знания о... и т.д.

Вот один из вариантов записи в плане урока образовательной цели (предположим, тема «Обработка металла», V класс): «Дать первичное представление о способах получения тонколистового металла и его применении».

Учитель трудового обучения может расширительно толковать образовательные задачи, увязывая их с тем, как преподает теоретический или практический материал.

Воспитательные задачи призваны формировать у школьников нравственные, личностные качества, которые могут и должны составлять стержень человеческой сущности будущего члена общества. На уроках трудового обучения создаются особо благоприятные условия для трудового воспитания, развития умственных способностей и общей культуры. Уроки трудового обучения позволяют развивать у школьника восприимчивость к новому, желание соучаствовать в будущем в создании небывалой техники, но одновременно дают возможность развивать экологическое мышление.

Приведем примеры формулировок воспитательных задач.

• Совершенствовать: идейно-мировоззренческое; правовое; экономическое; нравственное; эстетическое; экологическое воспитание учащихся.

• Продолжить формирование: активной жизненной позиции; осознанной потребности в труде; творческого начала у учащихся; понимания значения мобильности профессиональных знаний.

• Прививать: чувство полноправного и ответственного хозяина; критическое отношение к существующим технологиям, желание рационализировать процесс и т.п.

• Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.

Понятно, что предлагаемые формулировки ни в коей мере не охватывают весь круг воспитательных задач. Применительно к уже названной выше теме урока в V классе воспитательная цель в учебном плане может быть выражена так: «Продолжить формирование качеств бережливости и экономии при разметке заготовок из тонколистового металла».

Следует сделать оговорку такого характера. Нельзя предписывать строго определенное время актуализации воспитательных целей на уроке. Довести их до сознания школьников учитель может в тот период урока, который он сочтет приемлемым (в начале или в ходe занятия). Здесь единственный подсказчик — собственный опыт и знание своих учеников.

Развивающие задачи предполагают формирование у школьников профессиональных умений и навыков. Подразумевается, что атмосфера занятия, целенаправленная совместная деятельность учителя и учеников образуют благоприятные условия для трудового мастерства, выработки у учеников сознательного отношения к труду.

Применительно к этому направлению систематической деятельности учителя технологии можно планировать следующее:

• развивать у школьников умение: выделять главное в проблеме..., анализировать,

делать обобщение, выводы,

ставить вопросы,

формулировать задачи,

формулировать ответы,

принимать самостоятельные решения,

контролировать свои действия,

решать проблемные ситуации, задачи,

применять имеющиеся знания на практике и т.п.;

• развивать у учащихся профессиональные интересы;

• содействовать развитию специальных способностей;

• готовить учащихся к сознательному выбору профессии;

• содействовать развитию необходимых личностных качеств (воли, целеустремленности, аккуратности, ответственности, собранности и т.д.).

Применительно к уже упоминавшемуся уроку развивающая цель может быть выражена так: «Продолжить развитие навыков самоконтроля при разметке тонколистового металла».

Вместе с тем необходимо предостеречь молодых преподавателей от неверной трактовки предложенных формулировок.

Например, в плане урока учитель делает запись: «Сформировать осознанную потребность в труде». Понятно, что нет таких педагогических приемов, которые мгновенно возбудили бы у школьников непреодолимую тягу к труду. Только длительный процесс воспитания порождает у будущего члена общества желание овладевать жизненно необходимыми умениями и навыками, формирует понимание того, что высокий уровень трудовой подготовки будет востребован обществом, позволит занять достойное место в нем. Поэтому правильней будет сформулировать цель урока так: «Продолжить формирование осознанной потребности в труде», — хотя бы потому, что обозначается важная цель и стремление преследовать ее от урока к уроку.

Важно также, чтобы учитель трудового обучения уяснил одну доминанту из богатого опыта отечественной системы трудовой подготовки. Опыт показал: трудовое обучение дает большую педагогическую отдачу, если не сводится только к трудовой деятельности детей, а реализуется в виде комплекса различных направлений учебно-воспитательного процесса, объединенных общими целями. Вот почему представляется, что при планировании учебно-воспитательных целей следует более четко их обозначать.

Если цель — образовательная, она должна расширять представления о производственных процессах, современных технологиях, технике сегодняшнего дня, имеющим отношение к изучаемым разделам программы.

Если цель — воспитательная, она разумно может воздействовать на мировоззрение школьника, целенаправленно формируя экологические, экономические и другие представления и убеждения будущего члена общества.

Если цель — развивающая, она должна ориентироваться на практическую направленность трудовой подготовки, это качество в решающей степени определяет ее педагогическую ценность.

Все организационные аспекты преподавания трудового обучения, во всем многообразии их связей влияют на процесс формирования личности. Начиная с того, насколько методически грамотно организован труд школьников, и кончая тем, насколько целенаправленно сочетается воспитание с обучением. Это еще раз показывает значимость, важность методической подготовленности, профессионализма учителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: