Деятельности. Правовое положение страховых компаний

И ОГРАНИЧЕНИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ

Правовое положение страховых компаний

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страхо­вых взносов (страховых премий). Обладая исключи­тельной компетенцией, страховые организации не могут вести производственную, торгово-посредническую и банковскую деятельность.

Страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмот­ренной законодательством РФ, созданные для осу­ществления страховой деятельности и получившие в установленном законом порядке лицензию на осу­ществление страховой деятельности на террито­рии РФ.

Правовое положение страховщиков на террито­рии РФ определено Законом РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в РФ».

Страховщиками могут быть страховые организа­ции и общества взаимного страхования. Общества взаимного страхования создаются юридическими и физическими лицами для страховой защиты своих имущественных интересов. Страховщики могут вес­ти страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров. Страховые агенты - это фи­зические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Страховые брокеры - юридические или физические лил зарегистрированные в установленном порядке в и в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своё имени и на основании поручений страхователя и страховщика.

Основой финансовой устойчивости для страховщика является наличие у него оплаченного уставного капитала и страховых резервов, а также система перестрахования.

Перестрахование представляет собой страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором условиях риска исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика (перестраховщика)

ТЕМА: ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ

  1. Понятие, виды и характеристики рынка
  2. Регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках
  3. Понятие и виды монополистической деятельности
  4. Понятие и формы недобросовестной конкуренции
  5. Средства антимонопольного регулирования
  6. Регулирование пресечения антиконкурентной деятельности на финансовых рынках
  1. Понятие, виды и характеристики рынка

Товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых то­варов на территории РФ или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобрести товар на соответствующей территории и отсут­ствия этой возможности за ее пределами.

В экономической литературе дается несколько определений рынка. При­ведем некоторые из них. Рынок представляет собой:

а) обмен, организованный по законам товарного производства и обраще­ния, совокупность отношений товарного обмена;

б) механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношение спро­са и предложения;

в) сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Понимание рынка как «сферы обращения» предопределяет необходимость задания его внешних параметров. В нормативно-правовых актах такие парамет­ры определяются через географические и продуктовые границы.

Под продуктовыми границами рынка понимают группу (набор) взаимозаме­няемых товаров. Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения товара (его потребительских свойств), товаров-замени­телей и формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых рас­цениваются как один товарный рынок). В основе определения продуктовых гра­ниц лежит мнение покупателей о взаимозаменяемости товаров.

Географические (территориальные) границы рынка - это территория, на которой покупатели могут приобрести данный товар и не имеют такой возможности за ее пределами. Географические границы определяются эко­номическими, технологическими, административными барьерами, ограни­чивающими возможность у части покупателей приобрести данный товар на рассматриваемой территории. При определении географических границ учи­тываются многие факторы, в частности:

- возможность перемещения товара между территориями;

- доступность транспортных средств для перемещения покупателя к про­давцу;

- отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров;

- сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка.

По критерию географических границ рынок можно разделить на мест­ный, региональный, межрегиональный, общероссийский.

Структура рынка характеризуется количественными и качественными показателями.

Количественными показателями являются:

1) численность продавцов, действующих на данном рынке;

2) доли, занимаемые продавцами на рынке;

3) показатели рыночной концентрации.

К числу качественных показателей относятся:

а) наличие или отсутствие барьеров выхода на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости.

При этом потенциальными конку­рентами могут считаться:

- хозяйствующие субъекты, которые имеют материально-техническую базу, кадры, технологии для изготовления данного товара, но по разным при­чинам не реализуют эти возможности;

- хозяйствующие субъекты, которые изготовляют данный товар, но не продают его на территории данного товарного рынка;

б) открытость рынка для межрегиональной и международной торговли. Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей,

характеризующих структуру рынка, позволяет определить его тип. Так, раз­личают типы рынка в зависимости от:

- концентрации - выделяются высококонцентрированные, умеренно концентрированные и низко концентрированные рынки;

- развитости или неразвитости состояния конкурентной среды. и

  1. Регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках

Конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают воз­можность каждого из них односторонне воздействовать на общие ус­ловия обращения товаров на соответствующем товарном рынке

Принципы антимонопольного регулирования определены Конституци­ей РФ. Статья 8 Конституции закрепляет основополагающий принцип ры­ночной экономики - свободу конкуренции. Провозглашенное в п. 1 ст. 34 право граждан на свободное предпринимательство обеспечивается нормой п. 2 этой же статьи, содержащей запрет экономической деятельности, направ­ленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Согласно ст. 74 на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Существова­ние единого экономического пространства в государстве - необходимое усло­вие поддержания конкуренции.

Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкурен­ции на товарных рынках определены Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Постановлением Правительства РФ от 9 марта 1994 г. была утверждена Государственная программа демонополизации эко­номики и развития конкуренции на рынках РФ. Постановлением Правитель­ства РФ от 21 февраля 1998 г. определены «Мероприятия по решению задач государственной монопольной политики, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: