Правовое положение кредитных организаций
Правовое положение страховых компаний
Правовое положение товарных и фондовых бирж
Правовое положение финансово-промышленных групп
Правовое положение казенных (государственных) предприятий
Правовое положение субъектов малого предпринимательства
Предпринимательской деятельности
Федеральный закон от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» определяет правовое положение субъектов малого предпринимательства и какие организации можно считать таковыми.
В ст. 3 этого Закона указывается, что под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% ив которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
* в промышленности - 100 человек;
* в строительстве - 100 человек;
* в сельском хозяйстве - 60 человек;» в оптовой торговле - 50 человек;
* в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
* в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и фермерские хозяйства.
Предприятия, занимающиеся несколькими видами деятельности (многопрофильные), относятся к числу малых предприятий по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Малые предприятия могут функционировать в любой отрасли хозяйства, выполнять несколько видов деятельности, обладают самостоятельностью в выборе выпускаемой продукции и распоряжении прибылью.
2. Различают 3 вида малых предприятий в зависимости от стратегии поведения на рынке [1]:
• коммутанты - взаимодействуют с крупными предприятиями,. будучи связанными с ними производственными связями, осуществляя изготовление отдельных деталей для крупного производства или промежуточную сборку. В этом случае они находятся в определенной зависимости от крупного производства и не имеют большой степени свободы в выборе деятельности;
• патиенты — самостоятельные предприятия, которые выпускают одежду, обувь, продукты питания, осуществляют ремонтные и строительные работы, т. е. работают на локальных рынках сбыта. Благодаря своей мобильности и специализации могут конкурировать с крупными предприятиями;
• эксплеренты — инновационные предприятия, ведущие исследовательские работы в области высоких технологий, занимаются научными и конструкторскими разработками, предлагая свои продукты интеллектуальной деятельности (опытные образцы, программы, базы данных, технические новинки и т. д.) крупным предприятиям.
3. Малые предприятия имеют налоговые льготы и упрощенный порядок расчета налогов, получают льготные кредиты.
Например, малые предприятия, работающие в некоторых сферах деятельности (производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, товары народного потребления, занимающиеся строительством и ремонтно-строительными работами), имеют право в первые 2 года работы не уплачивать налог на прибыль при условии, что выручка от реализации в этих видах деятельности не превышает 70%.
В третий год работы малые предприятия уплачивают налог в размере 25% от основной ставки, в четвертый — 50% от основной ставки, если выручка от приоритетных видов деятельности составляет 90% от общей выручки реализованной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
4. К достоинствам малых предприятий относятся:
• высокая мобильность, возможность быстрого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры и изменения вкусов потребителей;
• гибкость и оперативность в организационной и управленческой деятельности, при необходимости могут быстро изменить специализацию;
• возможность более экономичного использования ресурсов.
5. К недостаткам малых предприятий относятся:
• высокая степень риска;
• недостаточная ресурсная финансовая и материально-техническая база, возможность быстрого разорения;
• необходимость больших затрат на рекламу и поиск клиентов, поскольку такие предприятия мало известны потребителям;
• сложность получения кредита;
• трудности привлечения высококвалифицированных кадров;
• невозможность использования средств на развитие новых технических изобретений, поскольку такие проекты требуют высоких затрат и связаны с большим риском
6. Значение функционирования малых предприятий для экономики страны заключается в том, что они:
• быстро заполняют рынок товарами, пользующимися спросом потребителей;
• способствуют быстрому обновлению товарного ассортимента; обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают специализацию и кооперацию;
создают новые рабочие места;
пополняют большую часть бюджета страны налогами; создают атмосферу конкуренции;
создают ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.