Предметные области современной сурдопедагогики

В структуре сурдопедагогики выделяют ряд относительно самостоятельных предметных областей, рассматривающих отдельные аспекты проблемы образования лиц с нарушениями слуха.

История сурдопедагогики изучает историческое развитие теории и практики обучения и воспитания людей, имеющих нарушения слуха, в том числе во взаимосвязи с современными проблемами специального образования.

Сравнительная сурдопедагогика анализирует и сопоставляет те­орию и практику образования лиц с нарушением слуха в разных странах мира путем выявления сходств и различий действующих в них систем обучения, воспитания и оказания им специальной помощи.

Сурдопедагогика раннего возраста изучает особенности развития детей со слуховой недостаточностью мла­денческого и раннего возраста, раскрывает возможности их раз­вития и осуществления ранней социализации через оказание свое­временной комплексной медико-психолого-педагогической помо­щи.

Дошкольная сурдопедагогика рассматривает вопросы особенностей развития дошкольников с нарушенным слухом, возможностей нормализации процесса их социализа­ции в условиях обучения, воспитания и оказания специальной педагогической помощи.

Специальное обучение глухих школьников – отрасль, разрабатывающая программы и методические под­ходы к общеобразовательной и трудовой подготовке глухих детей школьного воз­раста, осуществляемой в единстве с комплексом коррекционно-развивающих задач. Это наиболее развитая отрасль сурдопедагогики.

Специальное обучение слабослышащих учащихся –предмет­ная область сурдопедагогики, разрабатывающая прин­ципы и практические программы дифференцированного школь­ного обучения разных групп учащихся, включая слабослыша­щих и оглохших, а также детей со снижением слуха и другими комплексными нарушениями развития.

Сурдоандрагогика(от греч. аndrosвзрослый человек) изу­чает теоретические и практические проблемы образования, об­учения и воспитания взрослых людей, имеющих слуховые дефек­ты.

В систему сурдопедагогики входят методики раннего дошколь­ного, школьного и профессионального обучения, а также методики преподавания учебных предметов (математики, естествознания, обществознания и др.). Их разработка ведется с учетом выявленных особенностей развития детей и взрослых, имеющих нарушения слуха, и позволяет раскрыть закономерно­сти развития их чувственного познания, словесно-логического мышления и словесной речи. Особое ме­сто занимают методики, раскрывающие систему оказания кор­рекционно-педагогической помощи, такие, как развитие устной речи и слухового восприятия, предметно-практическое обучение и об­учение русскому языку и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: