Актуальные направления развития современной сурдопедагогики

Процесс дальнейшего развития и совершенствования отечественной системы обучения, воспитания и профессиональной подготовки лиц с нарушениями слуха продолжается. Направления исследований и достижения:

- Оформление билингвистического подхода как педагогической системы, ориентированной на воспитание глухого как человека, отличного от слышащего, своеобразного и самоценного (Г. Л. Зайцева и ее последователи).

- Проблемы интенсификации образовательного процесса, поиск путей сокращения продолжительности обучения глухих (Т. С. Зыкова, Е. П. Кузмичева, Е. С. Яхнина и др.).

- Проблема интегрированного обучения детей с нарушенным слухом, разработка содержания и форм специализированной поддержки интегрированных детей (Л. П. Назарова, Л. М. Шипицина, Н. Д. Шматко и др.).

- Внедрение верботональной системы, открытие в крупных промышленных регионах верботональных центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции для лиц с нарушением слуха.

- Развитие нового направления реабилитации лиц с нарушенным слухом – кохлеарной имплантации. Изучение проблем адаптации лиц с КИ, медико-психолого-педагогических программ их сопровождения.

- Развитие методов ранней диагностики нарушений слуха, разработка проблем воспитания детей с нарушенным слухом раннего возраста (Е. И. Исенина, Э. И. Леонгард, Т. В. Николаева, Т. В. Пелымская и др.).

- Разработка проблем профессионального обучения лиц с нарушенным слухом в новых социально-экономических условиях; проблем высшего образования (Г. Н. Пенин и др.).

- Разработка и внедрение компьютерных технологий в процесс коррекционного обучения детей и взрослых с нарушенным слухом (Е. Н. Гончарова, Т. К. Королевская, О. И. Кукушкина и др.).

Контролирующие вопросы и задания

1. Назовите предмет, объект и задачи сурдопедагогики.

2. Охарактеризуйте отрасли сурдопедагогики.

3. Выделите наиболее значимые межпредметные связи современной сурдопедагогики с другими отраслями знания.

4. Дайте характеристику каждому из основных периодов становления и развития зарубежной сурдопедагогики: сформулируйте основные положения в сфере теории и практики обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха; назовите выдающихся ученых, внесших наибольший вклад в развитие сурдопедагогики в рассматриваемый период; перечислите наиболее значимые научные достижения.

5. Назовите основные педагогические системы, сложившиеся в зарубежной сурдопедагогике в XVIII-XIX вв. В какой из систем весь процесс обучения глухих строился на основе жестовой речи? Представители какой из систе­м единственным средством общения и предметом обучения признавали устную речь?

6. Осветите историю развития сурдопедагогики России. Назовите выдающихся представителей отечественной сурдопедагогики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: