Основные понятия и определения. В ходе дальнейших лекций будем использовать и придерживаться смысла следующих основных понятий

В ходе дальнейших лекций будем использовать и придерживаться смысла следующих основных понятий.

Проблема. Проблема – начальный пункт потребности в выработке и принятии решений. Понятие проблемы базируется на трех составляющих: 1) расхождение между желательным и действительном состоянием; 2) желание устранить это расхождение; 3) наличие реальных возможностей (ресурсов) для решения проблемы.

Цель. Формализованное описание того желаемого состояния, достижение которого отождествляется в сознании ЛПР с решением проблемы. Цель описыва­ется в виде требуемого результата, как правило векторного. Компонентами век­тора требуемого результата чаще всего выступают показатели затрат (человече­ский труд, время, деньги, материалы и др.) и эффекта (прибыль, имидж и др.).

Операция — любая целенаправленная деятельность, любой комплекс мероприятий, осуществляемых ЛПР, в интересах достижения намеченной цели.

Результат. Под результатом будем понимать специальную форму представления (описания) наиболее важных для ЛПР характеристик исхода операции. При исследовании операции ее результаты представляют в наиболее подходя­щей для этого шкале. Если, например, исходами коммерческой операции приняты «прибыль» и «убытки», то в таком случае предпочтительность (или, наоборот, непредпочтительность) указанных исходов можно будет измерять, например, или в количественной шкале (в денежном выражении), или в качественной шка­ле (например, с градациями "критический", "низкий", "средний", "высокий").

Модель. Любой удобный для изучения упрощенный образ объектов реальной действительности. Такой образ может быть сформирован описательно, то есть словами (вербальная модель), может быть представлен с помощью симво­лов или знаков (семиотическая модель), математическими выражениями (математическая модель) и т.д.

Управление. Решение проблемы, стоящей перед ЛПР, возможно только путем направления и задействования ресурсов для исполнения конкретных заданий или работ. Управление – это процесс, протекающий во времени. Главное требование к качеству управления - это его непрерывность. Помимо непрерывности есть и ряд других требований к управлению, например требование определенной свободы в действиях исполнителей, требования гибкости (возможности корректировки в случае необходимости ранее намеченного плана с минимальными потерями), оптимальности и некоторые другие.

Альтернатива. Это условное наименование какого-то из возможных (допус­тимых в соответствии с законами природы и предпочтениями ЛПР) способов достижения цели. Каждая отдельная альтернатива отличается от других спосо­бов решения проблемы последовательностью и приемами задействования ак­тивных ресурсов.

Условия. Каждая проблема всегда связана с определенным комплексом условий ее разрешения. Анализируя тот или иной способ достижения цели, ЛПР должно четко представлять закономерности, связывающие ход и исход процесса выполнения задачи с принятыми решениями. Совокупность представлений об этих закономерностях, выраженных в упрощенной модельной форме, которые в формальном виде задают взаимосвязь в цепочке "решение - исход", будем на­зывать механизмом ситуации. При этом будем считать, что указанное упрощение связей означает, что из всего их многообразия выделяются лишь преобладающие, то есть вносящие наиболее значительный вклад в формирование результата.

Критерий. В современной науке о принятии решений считается, что варианты решений характеризуются различными показателями их привлекательности для ЛПР. Эти показатели называют признаками, факторами, атрибутами или критериями. Мы принимаем для последующего изложения термин «критерий».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: