double arrow
Психология памяти

II. Лекция по общей психологии (внимание и память)

Список литературы

1. Ждан А. Н. История психологии от античности до наших дней. − М.: Изд-во МГУ, 1990. − 367 с.

2. Лихи Т. История современной психологии. 3-е изд. − СПб.: Питер, 2003. − 448 с.

3. Марцинковская Т. Д. История психологии. 4-е изд. − М.: Академия, 2004. − 544 с.

4. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История психологии. − М., 1994.

5. Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и у человека. С. 63-69 // Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н. −М.: Изд-во МГУ, 1980. −364 с.

6. Узнадзе Д. Н. Общая психология. − СПб.: Питер, 2004. − 413 с.

7. Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины XX века. − М.: Академия, 1996. − 416 с.


Общая психология – это раздел психологии, теоретически и экспериментально изучающий закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных. Эта отрасль психологии изучает когнитивные процессы человека (память, внимание, мышление, воображение, речь, etc.), эмоциональную сферу человека, особенности личность (темперамент, характер, способности, талант, задатки, etc.) и др.

В данной лекции будут кратко затронуты разделы, посвященные психологии памяти и психологии внимания как базовых разделов психологии как науки. Рассматривая психологию памяти, основное внимание будет сосредоточено на факторах, влияющих на забывание, а также факторах, влияющих на воспроизведение информации. Таким образом, будут оставлены в стороне такие вопросы, как: в чем психологическая сущность памяти, что такое память как сквозной процесс, в чем суть памяти как следа и памяти как деятельности, каковы теории памяти.




Рассматривая психологию внимания, в лекции будут даны определения концепта «внимание», определены виды внимания, а также дана их краткая характеристика. Кроме того, будут рассмотрены свойства внимания и кратко затронут вопрос их экспериментального изучения.

Прежде чем переходить к основной части материала, следует отметить, что память является основой личности, память присутствует абсолютно во всех процессах жизни человека. Например, чтобы понять смысл фразы, человек должен удерживать в сознании ее начало; чтобы воспринимать мир, человек должен сохранять следы воспринимаемого в памяти; чтобы определить локализацию звука, человек должен сохранять в памяти след этого звука (локализация источника звука происходит за счет определения временной разницы достижения этим звуком правого и левого уха).

Обширный материал, накопленный психологией в связи с памятью человека, позволил понять, какие факторы влияют на забывание и воспроизведение информации.






Сейчас читают про: