double arrow

Методы психологии. Современный этап развития психологии

Современный этап развития психологии

Экзистенциально-гуманистическое направление психологии

В 50-70-х гг. в мировой психологии возникает другое направление психологии: экзистенциально-гуманистическое (персоналии: К. Р. Роджерс, А. Маслоу, И. Ялом, В. Франкл, Р. Мэй, Дж. Бьюжэенталь). Основные постулаты данного направления следующие:

1) Человек больше, чем сумма составляющих.

2) Человек не может быть объяснен вне контекста межличностных отношений.

3) Человек познает себя (и не может быть понят психологией).

4) Человек имеет выбор.

5) Человек интенционален (обращен в будущее).

Современный этап развития психологии состоит в интеграции различных психологических школ, формирования единого языка психологии и единых понятий. Различные школы перестали претендовать на право знания истины, возникает плюрализм. Сегодня психология изучает объективные закономерности функционирования психики.

Предмет психологии определяет методы его изучения. Кратко рассмотрим основные методы (по классификации Б. Г. Ананьева):

1) Организационные методы. Это сравнительный метод, лонгитюдные методы (продольный и поперечный срез).

2) Эмпирические методы. С помощью них добываются факты. Это наблюдение, интроспекция (самонаблюдение), эксперимент. К этому же блоку относятся стандартизированные опросники (тесты), анкеты, метод беседы, анализ продуктов деятельности, биографический метод (анализ жизненного пути), моделирование.

3) Методы обработки результатов (в т. ч. и математические).

4) Интерпретационные методы. Служат для теоретического обоснования явлений.

Более подробно остановимся на эмпирических методах психологии, среди которых одним из важнейших является эксперимент − метод исследования в управляемых условиях. Эксперимент может быть лабораторным и полевым. В рамках лабораторного эксперимента исследователь контролирует все переменные, кроме зависимой переменной. Это значит, что все люди находятся в абсолютно одинаковых условиях, а отличной является только та переменная, которая интересует ученого. Недостатком лабораторного исследования в психологии является то, что его результаты почти невозможно перенести на естественные условия. Это связано с тем, что в естественных условиях на человека и на зависимую переменную (которая интересовала исследователя) влияет множество других переменных, а взаимодействие всех этих факторов в лабораторном исследовании не учитывалось.

Полевой эксперимент проводится в естественных для человека условиях. Проблемой этого типа эксперимента является невозможность контролировать все побочные переменные, которые влияют на зависимую переменную (отсюда, исследователь никогда не может быть уверен, что он изучил то, что хотел изучить; он не может быть уверен в корректности своего вывода). Преимуществом этого типа эксперимента является то, что он проводится в естественных для человека условиях.

К этому же блоку относятся опросные методы − это тесты, опросники, анкеты и так далее. Тест отличается от опросника тем, что в нем заложена норма, есть эталон, с которым сравнивается результат испытуемого. Опросник − это не более чем мнение человека, которое исследователю сравнивать не с чем. Проблема тестов и опросников заключается в том, что испытуемый зачастую дает социально-желательный ответ − такой ответ, который в действительности может и не характеризовать испытуемого, но в силу каких-то причин (сознательных или бессознательных), человек предпочитает дать «ложный ответ».

Для снижения эффекта социальной желательности были разработаны идеографические тесты − это проективные методики (рисуночный тест Розенцвейга, рисунок несуществующего животного, тест Роршаха). Здесь испытуемому предоставляется полная свобода действий − он рисует, что хочет, говорит, что хочет и так далее. В связи с этим интерпретация результатов становится затруднительной и начинает походить на искусство (обучение тесту Роршаха длится в течение 3-х лет).

Интерпретация таких тестов основывается на теории проекции − это феномен, когда человек проецирует свои качества на объекты или субъекты. (Например, человек, который не принимает в себе агрессию, вытесняет ее в бессознательное из сознания, может приписывать другим людям высокий уровень агрессивности, хотя это может и не соответствовать действительности. Суть в том, что он переносит свою агрессию на других людей.) Таким образом, интерпретация проективных (идеографических) тестов основывается на знаниях того, как и что именно человек проецирует (например, если человека просят нарисовать себя и дают ему чистый листок бумаги формата А4, и человек рисует себя маленького и в углу листка, то можно предположить, что у него низкая самооценка). Однако такие интерпретации часто не точны, на них нельзя основывать решения и уж тем более ставить диагнозы. Идеографические методы – это, скорее, методы исследования.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: