double arrow
Развитие отечественной психологии

Гештальтпсихология

Помимо психоанализа и бихевиоризма примерно в то же время было положено начало такому направлению, как гештальтпсихология, которая является сильной школой и по сей день. Основоположниками гештальпсихологии принято считать М. Вертгеймера, К. Коффку и В. Келера.

Основным достижением М. Вертгеймера принято считать открытие им фи-феномена − оптическая иллюзия движения двух статичных источников света. Испытуемым предъявлялись полоски бумаги, а затем варьировалось интервал времени между появлением линий. В зависимости от интервала можно видеть либо две линии, находящиеся рядом − кажется, что появляются одновременно (интервал = 30 мс), либо линии, появляющиеся одна за другой (интервал 30-60 мс), либо линию, перемещающуюся из одного положения в другое (более 200 мс). Это исследование переворачивает теорию восприятия, существовавшую в то время, так как четко демонстрирует, что целое больше, чем сумма его частей. С этого эксперимента началось развитие гештальтпсихологии.

К. Коффка, работавший совместно с М. Вертгеймером и участвовавший в его экспериментах. Роль К. Коффки связана с тем, что он переложил теорию гештальпсихологии на практику (например, к возрастной психологии).

Основоположником и выдающимся гештальтистом является В. Келер. Он обратил внимание, что, хотя решение некоторых задач происходит методом проб и ошибок (толменовские крысы), другие не требуют этого и решаются мгновенно − это происходит вследствие инсайта – мгновенного «схватывания» ситуации. Так, поведение обезьян, которым требовалось использовать палку, чтобы достать банан, невозможно объяснить апелляцией к методу проб и ошибок, так как падение количества ошибок происходит не постепенно, а очень резко, словно обезьяна поняла принцип – это и описывается понятием «инсайт».




Во время формирования бихевиоризма и психоанализа как крупнейших течений психологии, логика развития отечественной психологии отличается от мировой. В 1936 г. выходит постановление ЦК КПСС «О педологических извращениях в системе наркомпросо». Западная педология занималась изучением интеллекта, и были разработаны первые тесты интеллекта, апробация которых на отечественной выборке показала неутешительные результаты. Это дало тоталитарному руководству формальный повод для запрета всей психологии. С 1936 года психология прекращает свое официальное существование. Реальной же причиной принято считать то, что в тоталитарном обществе, где человек является функцией, винтиком, психологи не нужны. Психологи уходят в биологию и философию.



Великая Отечественная Война стала благоприятным событием для развития психологии: начинается работа с тяжело раненными, изучается внимание, память, двигательная активность, проблемы распада личности и так далее.

Однако в 1949-51 гг. наносится второй идеологический удар по психологии во время сессии ВАСХНИЛ (Всесоюзная Академия Сельскохозяйственных Наук им. Ленина) под эгидой павловского учения о рефлексе. На этой сессии по отношению к психологии был произведен акт редукционизма: психология была сведена к физиологии. Положительным является то, что психология получила статус официальной науки.






Сейчас читают про: