Вопрос 3. Бизнес – планирование

На многих предприятиях параллельно с текущим планированием осуществляется разработка бизнес-планов. Бизнес-план – это документ, описывающий и обосновывающий все основные аспекты будущего проекта, анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, и способы их решения. Бизнес-план позволяет обосновать тот или иной проект, разработать стратегию и тактику поведения для достижения цели, определить финансовые результаты от реализации проекта или мероприятия.

В мировой практике отмечаются различные подходы в составлении бизнес-планов. В практике планирования России выделяются четыре типа бизнес-плана, каждый из которых имеет свои особенности:

1) Внутренний бизнес-план, составляется как для вновь создаваемой фирмы, так и для действующей;

2) Инвестиционный бизнес-план;

3) Бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств;

4) Бизнес-план финансового оздоровления.

Модель построения бизнес плана туристского предприятия

Титульный лист (обложка)

1. Резюме.

2. Туристский бизнес, предприятие, товар, услуги.

3. Исследование и анализ рынка.

4. План маркетинга.

5. План производства.

6. Организация, управление, кадры.

7. Юридический план.

8. Оценка риска и страхование.

9. Финансовый план.

10. Стратегия финансирования.

Резюме открывает бизнес-план, но составляется в самом конце работы. В нем должно быть представлено назначение туристского продукта, источников финансирования, чем этот товар будет отличаться или отличается от товаров конкурентов и почему потребители захотят приобрести именно его. На последней странице резюме описываются финансовые результаты, ожидаемые от проекта.

Во втором разделе дается представление о состояние дел в туристском бизнесе на основе оценки и анализа текущего состояния, выявления тенденций и путей его развития, о видах туристских предприятий, их организационно-правовых формах, специализации; о приоритетах типов туризма.

Основная информация о туристском предприятии включает его характеристику по всем стадиям жизненного цикла, начиная с наименования, формы владения, нахождения, размеров, направлений деятельности, современного состояния, условий (внешних и внутренних) функционирования и факторов, влияющих на его деятельность. Приводится характеристика туристских товаров и услуг, их возможности на рынке, чем они отличаются от товаров конкурентов, каковы перспективы развития.

Если бизнес-план разрабатывается для вновь создаваемого туристского предприятия, то описывается процесс разработки идеи его создания, характеризуются основные направления его деятельности, обосновываются причины уверенности в успехе, отмечается опыт работы учредителей в этой сфере.

Третий раздел посвящается полной и детальной характеристике рынка туристских услуг, его структуре, сегментации, доле продукта и услуг предприятия на рынке. Раскрываются перспективы предприятия на будущее в условиях рынка. Дается характеристика потребителей, конкурентов, партнеров по бизнесу.

В четвертом разделе особое внимание уделяется следующим вопросам:

Ø стратегии маркетинга;

Ø формированию общественного мнения о предприятии и его товарах и услугах;

Ø методам и каналам товародвижения;

Ø формам и методам стимулирования продаж;

Ø рекламе;

Ø ценообразованию.

Пятый раздел – план производства. Главная задача – доказать, что туристское предприятие в состоянии производить нужное количество товаров требуемого качества.

В шестом разделе описываются вопросы организационной структуры фирмы; обязанности и ответственность руководителей предприятия и совета директоров; структура собственности и инвесторов; подбор и мотивацию труда персонала: численность, потребность в специалистах; обучение; формы и системы оплаты труда; расходы на оплату труда.

Седьмой раздел включает: правовой статус туристского предприятия; форму собственности; профилактику правонарушений; доработку юридических документов; доходы и расходы по судебным искам.

В восьмом разделе описываются виды рисков, с которыми может столкнуться предприятие, профилактика рисков, размеры возможных рисков, затраты на страхование.

Девятый раздел – финансовый план. Он как бы обобщает все предыдущие разделы и представляет их в стоимостном выражении, а именно: прибыль и убытки; кредитный план; долгосрочный план финансирования; издержки производства; объем продаж по товарной номенклатуре; баланс предприятия; распределение прибыли; формирование и использование уставного фонда; кассовый план; финансовые показатели предприятия.

В десятом разделе приводится стратегия финансирования, определяются средства, необходимые для финансирования проекта, источники их получения, срок окупаемости затрат.

Эффективное управление финансовой деятельностью туристского предприятия означает организацию финансовой службы предприятия. Под финансовой службой понимается структурное подразделение, выполняющее функции в системе управления предприятием. Обычно это – финансовый отдел. Его структура и численность зависит от организационно-правовой формы предприятия, объема производства, общего количества работающих и характера деятельности.

Основные направления финансовой службы – финансовое планирование, оперативная и контрольно-аналитическая работа.

Структурно финансовая служба может быть представлена:

Ø на крупных туристских предприятиях – финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером;

Ø на средних – финансовое управление (отдел) с входящими группами по направлениям исполняемых функций (группа экономического анализа, группа расчетов с потребителями и др.);

Ø на небольших предприятиях финансовая работа может выполняться финансовым сектором в составе финансово- сбытового отдела или бухгалтерии.

От компетентности и профессионализма финансовой службы зависит финансовое состояние предприятия, так как служба организует управление финансовыми потоками с целью наиболее эффективного использования собственного и привлеченного капитала и получения максимальной прибыли, определяет стратегию и тактику предприятия на основе анализа финансовой отчетности с помощью системы показателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: