Постановления и распоряжения Правительства РФ

Природно-ресурсное законодательство.

Природоохранное законодательство;

Природоохранное законодательство образуют

· закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002),

· «Об экологической экспертизе»,

· «Об охране атмосферного воздуха» и др.

Наряду с названными законами важную роль в охране окружающей среды играют законы, являющиеся источниками других отраслей российского законодательства:

· Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" от 21 ноября 1995 г.;

· Закон РФ "О защите прав потребителей" (в ред. ФЗ от 9 января 1996 г.);

· Закон РФ "О стандартизации" от 10 июня 1993 г.;

· Закон РФ "О градостроительстве в Российской Федерации" от 14 июля 1992 г.;

· ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 13 июля 2001 г. и др

В блок природно-ресурсного законодательства входят законы касающиеся охраны, сбережения природно-ресурсного потенциала страны, такие как

· ФЗ от 25.10.01 №173-ФЗ «Земельный кодекс РФ»

· ФЗ от 03.03.95 № 27-ФЗ" Закон о недрах"

· ФЗ от 16.11.95 №167-ФЗ «Водный кодекс РФ»

· ФЗ от 29.01.97 №22-ФЗ «Лесной кодекс РФ»

· ФЗ от 24.04.95 №52-ФЗ "О животном мире";

· ФЗ от 11.10.91 №1738-1 "О плате за землю".

· ФЗ от 06.05.98 №71-ФЗ "О плате за пользование водными объектам

Указы и распоряжения Президента РФ. Указы и распоряжения главы государства обязательны для исполнения на всей территории России. Как подзаконные акты они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

К числу Указов и распоряжений Президента, регулирующих экологические правоотношения, относятся:

· Указ от 2 октября 1992 г. "Об особо охраняемых территориях Российской Федерации";

· Распоряжение от 26 июня 1995г. "Вопросы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью" и др.

Конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, природопользование и охрану окружающей среды с учетом политических, социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей региона. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Нормативные правовые акты принимаются субъектами РФ в разных формах.

· В республиках-субъектах РФ - это конституции.

· Законодательные акты принимаются в форме уставов (например, Устав города Москвы),

· кодексов (Земельный кодекс Республики Карелия, Экологический кодекс Башкортостана),

· законов, уложений. Органы исполнительной власти принимают указы, постановления, распоряжения.

Нормативные правовые акты министерств и ведомств. В пределах своей компетенции министерства и ведомства вправе принимать обязательные для исполнения акты.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"4 к ведению местного самоуправления отнес, обеспечение санитарного благополучия населения, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, благоустройство и озеленение территории, организацию утилизации и переработки отходов, участие в охране окружающей среды.
Локальные нормативные правовые акты. Локальными называются нормативные акты, которые принимаются на предприятиях и становятся источниками экологического права при условии, что они санкционированы государством.
Правовой обычай. Обычай имеет большое практическое значение в регулировании использования природных ресурсов в контексте традиционного природопользования. Так, Конституция РФ (ст.72) выделяет защиту исконной среды обитания малочисленных этнических общностей как самостоятельный предмет ведения.

5. ФЗ «Об охране окружающей среды». Общая характеристика и место в системе источников экологического права. Структура закона, число разделов, основные статьи ФЗ

Закон возглавляет систему экологического законодательства. В вопросах охраны окружающей природной среды нормы других законов не должны противоречить данному законодательному акту.

Закон является актом прямого действия, т.е. его нормы, за небольшим исключением, действуют без каких либо дополнительных актов, конкретизирующих нормы данного закона.

Во-вторых, главная линия этого закона состоит в сочетании экологических и экономических интересов под приоритетом охраны здоровья человека и его естественных прав на благоприятную окружающую среду. Мерой сочетания выступают предельно допустимые нормы воздействия хозяйственной деятельности на природную среду.

Превышение этих норм является правонарушением.

В-третьих, закон формирует экологические требования, обращенные к источникам вредного воздействия на природную среду и здоровье человека, т.е. к предприятиям, учреждениям, организациям, оказывающим вредное воздействие на природную среду.

В-четвертых, центральная тема закона - человек, охрана его жизни, здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Человек в законе рассматривается в двух аспектах: как субъект воздействия на природную среду, несущий ответственность за последствия своей деятельности, и как объект такого воздействия, наделенный соответствующими правами и гарантиями на возмещение причиненного вреда.

В-пятых, нормы закона закрепляют механизм его исполнения. Такой механизм состоит из системы, включающей экономическое стимулирование хозяйствующего субъекта в охране окружающей природной среды в сочетании с мерами административно-правового воздействия на нарушителей эколого-правовых предписаний. Закон закрепляет обязательность государственной экологической экспертизы, меры контроля, его правомочия по ограничению, приостановлению, прекращению деятельности вредных объектов, меры административной, уголовной ответственности за экологические правонарушения, возмещение вреда природной среде и здоровью человека, экологическое воспитание и образование.

Ядром закона служат природоохранительные нормы. Именно они обеспечивают выполнение задачи охраны природной среды. Но эти нормы действуют не в одиночку, а в комплексе с нормами других отраслей права - административного, уголовного, гражданского и.т.д.

Таким образом, нахождение той или иной нормы в природоохранительном законе не лишает ее основного содержания, ее принадлежности к той отрасли права, которая представлена предметом правового регулирования. Аналогичная ситуация и с другими законами экологического цикла.

В качестве объектов охраны природы приняты:

· естественные экологические системы и

· озоновый слой атмосферы,

· земля,

· её недра,

· поверхностные и подземные воды,

· атмосферный воздух,

· леса и иная растительность,

· животный мир,

· микроорганизмы,

· генетический фонд,

· природные ландшафты.

Не являются объектами правовой охраны природы выращиваемые в с/х и в домашних условиях растения и животные.

Особой охране подлежат государственные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие, находящиеся под угрозой исчезновения, виды растений и животных и места их обитания.

Законы России по охране природы дополняются рядом инструкций, таких как «Инструкция по применению закона «Об оплате за землю», «Порядок определения ставок земельного налога и нормативной цены земли», «Порядок централизации средств от платы за землю на специальный бюджетный счет Российской Федерации и их использования», «Рекомендации по взиманию платы за загрязнение природной среды», «Инструкция по определению платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и размещение твердых отходов».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: