ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Одной из самых фундаментальных нерешенных проблем современного научного познания является постижение генезиса человека. Поскольку человек, представляя собой часть живой природы (биосферы), является космопланетарным феноменом, постольку традиционный подход к проблеме человека в ключе рассуждений о взаимосвязи биологического и социального, подход к проблеме человека, понимаемого как «биосоциальный синтез», явно неадекватен современному состоянию дел в науке. Более перспективным является подход, рассматривающий человека как продукт длительной биологической эволюции, воспроизводящей в информационном аспекте развитие нашей Вселенной после Большого взрыва, как вместе с социокультурной эволюцией, с которыми связана его психическая эволюция.
Уже известно, что одним из процессов, придавших биосфере неповторимый облик, является эволюция видов, сопровождающаяся гибелью одних, выживанием вторых и появлением новых (например, вымерли динозавры, сохранились кораллы, появились млекопитающие).
В ходе эволюции остаются те организмы, которые своей жизнедеятельностью увеличивают свободную химическую энергию в биосфере, то есть эволюция идет в определенном направлении.
В.И. Вернадский подчеркивает значимость высказывания американского геолога Д. Дана о том, что «в ходе геологического времени наблюдается (скачками) усовершенствование – рост – центральной нервной системы (мозга), начиная от ракообразных и моллюсков (головоногих) и кончая человеком. Раз достигнутый уровень мозга (центральной нервной системы) в достигнутой эволюции идет уже не вспять, а только вперед». В таком ракурсе появление человека есть закономерный результат развития биосферы, функционирования ее космопланетарных механизмов. В свете последнего положения и следует рассматривать проблему происхождения человека, относящуюся к числу важнейших вопросов мировоззрения и науки.
Согласно современным научным данным, наиболее адекватной действительности является эволюционная теория происхождения человека от животного предка – гоминид. Эволюцию мозга гоминид
(в плейстоцене) следует считать весьма особым процессом, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, в связи с ее темпами: это был один из наиболее бурно протекающих процессов макроэволюции в истории позвоночных, если не в истории животного мира вообще. Во-вторых, в связи с его феноменальным последствием этот процесс привел к возникновению уникального в животном мире биосферы явления, каковым является человеческая психика.
Так, речь идет о следующих связанных между собой свойствах психики:
1) оперирование образами и понятиями, содержание которых свободно от ограничений пространства и времени и может относиться к воображаемым, никогда и нигде не существовавшим событиям;
2) познавательная способность, основанная на проникновении в структуру мира и построении модели мира;
3) способность как соблюдения существующих моральных норм поведения, так и разрушения и саморазрушения;
4) самопознание и рефлексия, проявляющиеся в способности созерцать собственное существование и осознавать смерть.