Матрица денежно-финансового оборота за 2002—2003 гг., млрд. рублей

Сегмент экономики Население     Нефинансовый сектор    
Население   61,9 66,3   4971,5 6445,6
  Доходы от продажи недвижимости 61,9 66,3 Приобретение товаров 3841,3 4804,2
        Другие    
Нефинансовый сектор   2593,9 3351,7   2145,6 2760,2
  Заработная плата 1759,1 2231,7 Капитальные инвестиции 2145,6 2760,2
  Дивиденды 25,1 65,3 Прирост кредита задолженности 601,6 450,9
Финансовый сектор   596,3 867,6   638,3 1018,0
  Выданные кредиты 68,0 157,5 Выданные кредиты 502,0 781,7
  Оплата труда 293,2 372,0 Приобретение акций 12,4 91,1
Государство   1736,8 2217,5   2323,8 2260,9
  Зарплата бюджетников 879,5 115,9 Финансирование экономики 2073,4 1984,7
  Пенсии 722,6 915,3      
  Стипендии и пособия 134,7 186,2      
Заграница   -99,9 -246,5   -228,6 -672,6
  Чистые покупки/продажи иностранной валюты 209,7 89,0 Ссуды и прочие иностранные инвестиции 265,5 462,7
  Поездки -248,5 -257,2 Не поступившая экспортная выручка, непогашенные авансы -389.1 -473,9
Сектор экономики Финансовый сектор     Государство    
Население   577,9 1047,7   370,1 489,2
  Прирост депозитов в банках 351,7 493,3 Подоходный налог 358,1 456,0
  ПИФы 15,1 63,0 Другие налоги 12,0 33,6
Нефинансовый сектор   1239,2 1683,0   2461,5 3030,6
  Прирост депозитов и векселей банков 170,1 480,2 Налог на прибыль 441,08 526,5
  Прирост средств на расчетных и текущих счетах 160,9 205,8 НДС 802,9 938,1
Финансовый сектор   23,8 137,1   270,9 205,3
  Чистый прирост средств ПФ РФ 10,3 71,7 Налог на прибыль 22,32 30,8
        Использование государственной (муниципальной) собственности 157,3 237,9
Государство   216,0 73,4   -718,0 -871,2
  Прирост средств Правительства на счетах ЦБ РФ 149,6 55,3 Расходы на оборону, безопасность, управление, международную деятельность    
Заграница   -199,8 -393,3   -379,4 203,2
  Прямые инвестиции 10,5 17,0 Прямые и портфельные инвестиции 5,3 -49,6
  Портфельные инвестиции -26,4 1,1 Ссуды и займы -344,8 -47,6
  Ссуды и займы -56,6 209,7 Инвестиционные доходы -111,4 -107,9
  Изменение валютных резервов -261,0 -809,4 Прочие обязательства 71,5 1,9
Чистый поток денег и финансовых ресурсов   1857,1 2547,9   2005,1 2650,6

Данные таблицы показывают основные финансовые взаимосвязи между основными субъектами и сегментами экономики:

· население;

· предприятия и организации нефинансового сектора;

· государство, включая бюджет и государственные внебюджетные фонды;

· финансовый сектор, включая Центральный банк РФ, коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды и другие финансовые учреждения;

· заграница.

Такой подход позволяет оценить уровень материально-финансовой сбалансированности экономики, выявить финансовые структурные дисбалансы, проследить последовательность формирования финансов путем распределения и перераспределения между секторами и сегментами экономики.

При построении матрицы финансового оборота используются следующие основные источники информации:

· сводная, отраслевая, региональная информация Росстата, показатели доходов и расходов населения, нефинансового сектора и других сегментов и секторов экономики;

· информация о динамике цен, об инвестициях, иностранных инвестициях и др.;

· регулярно публикуемая информация ЦБ РФ о макроэкономической ситуации, структуре спроса и предложения денег, банковском рынке, инвестиционной позиции банков и РФ, платежном балансе, внешнем долге РФ и др.;

· данные мировых финансовых институтов;

· данные МВФ, Мирового банка, Евростата, ОЕСД и др.

Иерархия и взаимосвязь финансовых потоков позволяют рассматривать пропорции:

· на макроуровне;

· в отраслевом разрезе;

· региональном разрезе;

· отдельных секторов и сегментов экономики.

Данные финансовых потоков в таблице 3.1 показывают, что сформировавшиеся тенденции в направлении централизации финансов и опережающего развития финансовых операций с заграницей и домашними хозяйствами получили дальнейшее развитие. Так, денежные и финансовые потоки, опосредующие взаимоотношения домашних хозяйств и нефинансового сектора экономики, являются одними из основных в экономике. Их годовой объем составляет около 50% ВВП.

Временно свободные денежные средства населения постепенно становятся основным финансовым ресурсом экономики. Их аккумуляция и последующее распределение по различным секторам и сегментам экономики осуществляются финансовой системой страны (не только простое привлечение средств населения в депозиты, но и развитие новых функций финансовой системы: страхования, пенсионных накоплений, управления финансовыми активами, участия населения в различных инвестиционных фондах и т.д.).

Финансовые взаимодействия населения и финансового сектора нарастают высокими темпами. «Мощность» финансового потока, определяемая как отношение суммы финансового потока к ВВП, возрастает более, чем на 2 процентных пункта в год. «Мощность» финансового потока от нефинансового сектора к другим секторам экономики составляет примерно 2/3% ВВП и является относительно стабильной. Финансовый сектор — это, в основном, размещение части чистых активов финансовых и инвестиционных компаний в коммерческих банках.

Отдельно выделена статья прироста средств коммерческих банков на счетах ЦБ, включающая прирост средств на корреспондентских счетах и в фонде обязательного резервирования. «Мощность» перераспределительного денежного и финансового потока между финансовыми организациями составляет около 3% ВВП. При этом достаточно быстрый рост этого показателя в значительной части объясняется мерами ЦБ РФ по стерилизации денежного предложения в условиях высокой денежной эмиссии, обусловленной возросшим притоком денежной выручки в страну. Пока же прирост депозитов страховых компаний и пенсионных фондов не превышает 1% ВВП, и существенно меньше объема денежных средств, ежегодно привлекаемых банками от домашних хозяйств и предприятий и организаций нефинансового сектора, — порядка 7% ВВП.

Основное взаимодействие государства с финансовыми учреждениями состоит в:

· размещении временно свободных денежных средств на счетах ЦБ РФ и коммерческих банков;

· участие в капитале государственных финансовых учреждений;

· обслуживании государственных ценных бумаг, размещенных среди финансовых учреждений.

Проценты, выплачиваемые правительством по государственным ценным бумагам, определяются на основе данных бюджета по обслуживанию государственного долга и аналитического представления распределения государственных ценных бумаг у инвесторов различных секторов и сегментов экономики. Роль данного сегмента финансовых взаимоотношений в экономике относительно невелика и составляет порядка 1—2% ВВП(Мальцев Г.Н., Мальцева И.Г. Финансы: Проблемы управления и прогнозирования. М.: Дело, 2005. С. 258—290.).

Данные таблицы 3.1 показывают, что доля ВВП, перераспределяемого через консолидированный бюджет РФ, за последние 10 лет составляла от четверти до трети ВВП и около 7% ВВП аккумулировалось в бюджетах государственных внебюджетных фондов.

3.2 Структура финансовой системы Российской Федерации

Группировка экономики по секторам позволяет выделить движение финансовых потоков по следующим секторам экономики: (См.: Европейская система интегрированных экономических счетов: пер с англ. М.: Экономика, 1992.)

1) нефинансовые корпоративные и квази-корпоративные предприятия;

2) финансовые учреждения;

3) страховые предприятия;

4) органы государственного управления;

5) частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

6) домашние хозяйства.

С учетом такой группировки финансовая система РФ подразделяется на следующие сферы и звенья (табл. 3.2).

Таблица 3.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: