Сегмент экономики | Население | Нефинансовый сектор | ||||
Население | 61,9 | 66,3 | 4971,5 | 6445,6 | ||
Доходы от продажи недвижимости | 61,9 | 66,3 | Приобретение товаров | 3841,3 | 4804,2 | |
Другие | ||||||
Нефинансовый сектор | 2593,9 | 3351,7 | 2145,6 | 2760,2 | ||
Заработная плата | 1759,1 | 2231,7 | Капитальные инвестиции | 2145,6 | 2760,2 | |
Дивиденды | 25,1 | 65,3 | Прирост кредита задолженности | 601,6 | 450,9 | |
Финансовый сектор | 596,3 | 867,6 | 638,3 | 1018,0 | ||
Выданные кредиты | 68,0 | 157,5 | Выданные кредиты | 502,0 | 781,7 | |
Оплата труда | 293,2 | 372,0 | Приобретение акций | 12,4 | 91,1 | |
Государство | 1736,8 | 2217,5 | 2323,8 | 2260,9 | ||
Зарплата бюджетников | 879,5 | 115,9 | Финансирование экономики | 2073,4 | 1984,7 | |
Пенсии | 722,6 | 915,3 | ||||
Стипендии и пособия | 134,7 | 186,2 | ||||
Заграница | -99,9 | -246,5 | -228,6 | -672,6 | ||
Чистые покупки/продажи иностранной валюты | 209,7 | 89,0 | Ссуды и прочие иностранные инвестиции | 265,5 | 462,7 | |
Поездки | -248,5 | -257,2 | Не поступившая экспортная выручка, непогашенные авансы | -389.1 | -473,9 | |
Сектор экономики | Финансовый сектор | Государство | ||||
Население | 577,9 | 1047,7 | 370,1 | 489,2 | ||
Прирост депозитов в банках | 351,7 | 493,3 | Подоходный налог | 358,1 | 456,0 | |
ПИФы | 15,1 | 63,0 | Другие налоги | 12,0 | 33,6 | |
Нефинансовый сектор | 1239,2 | 1683,0 | 2461,5 | 3030,6 | ||
Прирост депозитов и векселей банков | 170,1 | 480,2 | Налог на прибыль | 441,08 | 526,5 | |
Прирост средств на расчетных и текущих счетах | 160,9 | 205,8 | НДС | 802,9 | 938,1 | |
Финансовый сектор | 23,8 | 137,1 | 270,9 | 205,3 | ||
Чистый прирост средств ПФ РФ | 10,3 | 71,7 | Налог на прибыль | 22,32 | 30,8 | |
Использование государственной (муниципальной) собственности | 157,3 | 237,9 | ||||
Государство | 216,0 | 73,4 | -718,0 | -871,2 | ||
Прирост средств Правительства на счетах ЦБ РФ | 149,6 | 55,3 | Расходы на оборону, безопасность, управление, международную деятельность | |||
Заграница | -199,8 | -393,3 | -379,4 | 203,2 | ||
Прямые инвестиции | 10,5 | 17,0 | Прямые и портфельные инвестиции | 5,3 | -49,6 | |
Портфельные инвестиции | -26,4 | 1,1 | Ссуды и займы | -344,8 | -47,6 | |
Ссуды и займы | -56,6 | 209,7 | Инвестиционные доходы | -111,4 | -107,9 | |
Изменение валютных резервов | -261,0 | -809,4 | Прочие обязательства | 71,5 | 1,9 | |
Чистый поток денег и финансовых ресурсов | 1857,1 | 2547,9 | 2005,1 | 2650,6 |
Данные таблицы показывают основные финансовые взаимосвязи между основными субъектами и сегментами экономики:
|
|
· население;
· предприятия и организации нефинансового сектора;
· государство, включая бюджет и государственные внебюджетные фонды;
· финансовый сектор, включая Центральный банк РФ, коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды и другие финансовые учреждения;
|
|
· заграница.
Такой подход позволяет оценить уровень материально-финансовой сбалансированности экономики, выявить финансовые структурные дисбалансы, проследить последовательность формирования финансов путем распределения и перераспределения между секторами и сегментами экономики.
При построении матрицы финансового оборота используются следующие основные источники информации:
· сводная, отраслевая, региональная информация Росстата, показатели доходов и расходов населения, нефинансового сектора и других сегментов и секторов экономики;
· информация о динамике цен, об инвестициях, иностранных инвестициях и др.;
· регулярно публикуемая информация ЦБ РФ о макроэкономической ситуации, структуре спроса и предложения денег, банковском рынке, инвестиционной позиции банков и РФ, платежном балансе, внешнем долге РФ и др.;
· данные мировых финансовых институтов;
· данные МВФ, Мирового банка, Евростата, ОЕСД и др.
Иерархия и взаимосвязь финансовых потоков позволяют рассматривать пропорции:
· на макроуровне;
· в отраслевом разрезе;
· региональном разрезе;
· отдельных секторов и сегментов экономики.
Данные финансовых потоков в таблице 3.1 показывают, что сформировавшиеся тенденции в направлении централизации финансов и опережающего развития финансовых операций с заграницей и домашними хозяйствами получили дальнейшее развитие. Так, денежные и финансовые потоки, опосредующие взаимоотношения домашних хозяйств и нефинансового сектора экономики, являются одними из основных в экономике. Их годовой объем составляет около 50% ВВП.
Временно свободные денежные средства населения постепенно становятся основным финансовым ресурсом экономики. Их аккумуляция и последующее распределение по различным секторам и сегментам экономики осуществляются финансовой системой страны (не только простое привлечение средств населения в депозиты, но и развитие новых функций финансовой системы: страхования, пенсионных накоплений, управления финансовыми активами, участия населения в различных инвестиционных фондах и т.д.).
Финансовые взаимодействия населения и финансового сектора нарастают высокими темпами. «Мощность» финансового потока, определяемая как отношение суммы финансового потока к ВВП, возрастает более, чем на 2 процентных пункта в год. «Мощность» финансового потока от нефинансового сектора к другим секторам экономики составляет примерно 2/3% ВВП и является относительно стабильной. Финансовый сектор — это, в основном, размещение части чистых активов финансовых и инвестиционных компаний в коммерческих банках.
Отдельно выделена статья прироста средств коммерческих банков на счетах ЦБ, включающая прирост средств на корреспондентских счетах и в фонде обязательного резервирования. «Мощность» перераспределительного денежного и финансового потока между финансовыми организациями составляет около 3% ВВП. При этом достаточно быстрый рост этого показателя в значительной части объясняется мерами ЦБ РФ по стерилизации денежного предложения в условиях высокой денежной эмиссии, обусловленной возросшим притоком денежной выручки в страну. Пока же прирост депозитов страховых компаний и пенсионных фондов не превышает 1% ВВП, и существенно меньше объема денежных средств, ежегодно привлекаемых банками от домашних хозяйств и предприятий и организаций нефинансового сектора, — порядка 7% ВВП.
Основное взаимодействие государства с финансовыми учреждениями состоит в:
· размещении временно свободных денежных средств на счетах ЦБ РФ и коммерческих банков;
· участие в капитале государственных финансовых учреждений;
|
|
· обслуживании государственных ценных бумаг, размещенных среди финансовых учреждений.
Проценты, выплачиваемые правительством по государственным ценным бумагам, определяются на основе данных бюджета по обслуживанию государственного долга и аналитического представления распределения государственных ценных бумаг у инвесторов различных секторов и сегментов экономики. Роль данного сегмента финансовых взаимоотношений в экономике относительно невелика и составляет порядка 1—2% ВВП(Мальцев Г.Н., Мальцева И.Г. Финансы: Проблемы управления и прогнозирования. М.: Дело, 2005. С. 258—290.).
Данные таблицы 3.1 показывают, что доля ВВП, перераспределяемого через консолидированный бюджет РФ, за последние 10 лет составляла от четверти до трети ВВП и около 7% ВВП аккумулировалось в бюджетах государственных внебюджетных фондов.
3.2 Структура финансовой системы Российской Федерации
Группировка экономики по секторам позволяет выделить движение финансовых потоков по следующим секторам экономики: (См.: Европейская система интегрированных экономических счетов: пер с англ. М.: Экономика, 1992.)
1) нефинансовые корпоративные и квази-корпоративные предприятия;
2) финансовые учреждения;
3) страховые предприятия;
4) органы государственного управления;
5) частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
6) домашние хозяйства.
С учетом такой группировки финансовая система РФ подразделяется на следующие сферы и звенья (табл. 3.2).
Таблица 3.2.