Финансовая система РФ и ее звенья

В современной финансовой науке представлены различные подходы к интерпретации понятия «финансовая система». К наиболее рас­пространенному из них относится определение финансовой системы как совокупности финансовых отношений, возникающих в связи с формированием, перераспределением и использованием фондов де­нежных средств государства, хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств.

Истоки финансовой системы лежат в реальной экономической систе­ме, состоящей из действующих и взаимодействующих участников вос­производственного процесса и товарно-рыночных отношений. Форми­рование и развитие национально-государственной финансовой системы осуществляется государственными и муниципальными органами и на­правлено на:

1) формирование единых правил и порядка образования финансов, инструментов и механизмов движения финансов, а также правовое, институциональное и организационное обеспечение финансов;

2) регулирование макроэкономических процессов посредством ин­вестиционной, научно-технической, налоговой, бюджетной, кре­дитно-денежной политики;

3) государственную поддержку национального бизнеса, создание не-обходимых условий для включения национального бизнеса в международные экономические и финансовые отношения;

4) проведение комплексной социальной политики и обеспечение со­циальной стабильности;

5) финансирование государственных программ, проектов на феде­ральном и региональном уровнях.

Финансовая система имеет сложную многоуровневую структуру и подразделяется на отдельные подсистемы. В составе финансовой систе­мы присутствуют централизованные финансы (государственные фи­нансы, муниципальные финансы) и децентрализованные финансы (фи­нансы организаций и финансы домашних хозяйств). Государственные и муниципальные финансы представлены: федеральным бюджетом, бюд­жетами субъектов РФ, муниципальными бюджетами и внебюджетными фондами.

Основу финансовой системы составляют централизованные финансы, где формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит фи­нансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, явля­ющаяся главным источником производственного и социального развития общества. Децентрализованные финансы — это денежные средства хозяй­ствующих субъектов.

Финансовая система, как форма организации денежных отношений, включает три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие форми­рование и использование финансовых ресурсов:

а) у государства и органов местного самоуправления;

6) у хозяйствующих субъектов; в) у населения.

Каждая из подсистем имеет специфические формы и методы обра­зования и использования финансовых ресурсов, собственное функци­ональное назначение и финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.

Перечисленные подсистемы, в свою очередь, подразделяются на от­дельные звенья: финансы властных структур, финансы самодеятельных субъектов экономической сферы.

Финансы властных структур включают в себя государственные и му­ниципальные финансы. Они отражают формирование доходов и расходов органов государственной власти: федеральных, субъектов РФ и ме­стного самоуправления. Таким образом, в целом финансы властных структур являются трехуровневыми, т. е. состоят из федеральных, реги­ональных и местных финансов. На каждом уровне формируется соот­ветствующий бюджет.

Федеральный бюджет РФ — важнейшее звено финансовой систе­мы страны. Федеральный бюджет отражает доходы и расходы, орга­нически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства. Аналогичную структуру имеют региональные бюджеты (89 субъектов РФ) и мест­ные бюджеты (около 29 тыс. районных, городских, поселковых и сель­ских бюджетов).

Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консо­лидированный бюджет — статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.

Финансы властных структур включают также внебюджетные фон­ды, которые создаются федеральными и региональными органами го­сударственной власти, а также органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, расходуемых по строго це­левому назначению. В составе государственных внебюджетных фон­дов представлены: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхо­вания РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Финансы властных структур включают также государственный кре­дит, под ним понимаются кредитные отношения между государством, юридическими и физическими лицами, при которых государство вы­ступает в основном в качестве заемщика.

Финансы самодеятельных субъектов экономической сферы состо­ят из финансов коммерческих организаций, финансов некоммерче­ских организаций и финансов населения (или домашних хозяйств).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: