Рефлексионное исследование

Факторный анализ

С помощью факторного анализа исследуется взаимосвязь факторов организации с помощью статистических методов. Классическим исследованием, использовавшим подобный метод, было определение необходимой численности управленческих и вспомогательных работников промышленного предприятия в зависимости от объективных факторов. К таким объективным факторам были отнесены:

· численность промышленно-производственного персонала

· численность рабочих

· стоимость активной части основных промышленно-производственных фондов

· количество рабочих мест в основном производстве

· количество поставщиков

и так далее.

Затем с помощью корреляционного анализа была установлена связь этих факторов с численностью работников плановых и финансовых подразделений, ремонтного и энергетического обслуживания, службы управления персоналом и т. п. Надо отметить, что при этом использовались данные нескольких сот крупных и средних предприятий. После установления наличия связи был использован регрессионный анализ, с помощью которого была установлена количественная связь между факторами. Так, например, численность работников службы сбыта (Чсб) оказалось связанной с показателями основной деятельности линейной зависимостью:

Чсб = 1,6 + 0,001 х Рппп + 0,00007 х Фа;

где: Рппп - численность промышленно-производственного персонала;

Фа - стоимость активной части основных промышленно-производственных фондов.

А численность работников службы финансов и бухгалтерского учета (Чфб) связана с показателями основной деятельности степенной зависимостью:

0,79 0,064

Чфб = 0,037 х Рппп х М,

где М- количество наименований применяемых материалов, полуфабрикатов и покупных изделий и выпускаемой продукции.

Недавним примером использования факторного анализа в исследованиях систем управления может служить работа Д. Майстера[16]. В своем исследовании с помощью использования современного статистического аппарата он установил количественную связь между факторами менеджмента и финансовыми результатами деятельности компаний (рис. 11).

Таким образом, факторный анализ остается мощным средством установления количественных зависимостей между внутренними факторами организации.

Основной задачей рефлексионного исследования является получение качественных и количественных оценок адаптационных возможностей организации и разработка управленческих процедур, обеспечивающих адекватную реакцию на изменения внешней среды. В качестве примера подобного исследования рассмотрим его проведение в форме деловой игры. Такой способ предложен директором Школы консультантов по управлению Академии народного хозяйства при правительстве РФ А. Пригожиным[17]. Исследование проводится в несколько этапов.

1. На первом этапе из числа руководителей и сотрудников организации формируется 4 – 5 групп со смешанным составом, чтобы в каждой группе были представители разных подразделений. Каждая группа должна поставить себя на место кого-то из самых сильных действующих или появляющихся конкурентов и разработать стратегию вытеснения своей организации с данного сегмента рынка. Или нанесения организации чувствительного ущерба. Группы должны, работая независимо друг от друга, в течение двух-трех недель подготовить конкретные планы возможных действий конкурентов.

2. На втором этапе специально созданная экспертная группа из наиболее авторитетных и уважаемых в компании сотрудников заслушивает презентации программ, подготовленных группами. По окончании презентаций эксперты определяют приоритеты программ в зависимости от убедительности и масштабности возможных угроз.

3. Третий этап. Вновь формируются группы, но теперь с однородным составом. То есть в каждой группе должны быть представители одной и той же службы. Теперь их задачей становится разработка конкретных программ упреждения, недопущения и преодоления враждебных действий конкурентов.

4. На четвертом этапе экспертная группа заслушивает контрпланы групп и отмечает наиболее эффективные программы противодействия.

5. На заключительном пятом этапе экспертная группа на основании проделанной работы определяет наиболее уязвимые места организации. Затем определяются меры по устранению наиболее слабых мест фирмы. Кроме того, разрабатываются конкретные действия соответствующих служб по мониторингу конкурентной среды и своевременному реагированию на действия конкурентов.

Таким образом, рефлексионное исследование позволяет осуществлять так называемое опережающее управление. То есть повышать конкурентоспособность организации до того, как у нее возникнут серьезные проблемы. К тому же еще одним эффектом совместной работы сотрудников по решению сложных задач является «усиление командного духа». Совместная проработка возможных вариантов возможной атаки конкурентов позволяет укрепить эмоциональную и интеллектуальную связь сотрудников с целями компании, создать настроение общей ответственности и причастности к ее судьбе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: