Параметрическое исследование

Тестирование

Тестирование представляет собой по сути систему оценки. Тестированием называют проверку соответствия технических изделий или их компонентов предъявляемым требованиям. В данном случае имеется в виду тестирование людей. Иногда тестирование трактуется расширительно. В этом случае пробная работа, например набирание текста на компьютере для человека, претендующего на должность секретаря, также иногда называют тестированием. Однако чаще под тестированием понимается определенный способ получения от человека информации, как правило, с помощью специальных вопросов, ответы на которые позволяет оценить те или иные качества, определить наличие определенных свойств. Тестирование в последние годы получило широкое распространение в сфере образования. С его помощью определяют уровень усвоенных школьниками и студентами знаний.

Общепринятой классификации тестов не существует, но чаще всего выделяют три типа тестов: на определение способностей, на определение квалификационных навыков и на проверку личных качеств.

Один из самых известных тестов на определение способностей это тест на определение коэффициента интеллекта (IQ). В профориентации используются тесты, с помощью которых определяются склонности младших школьников к той или иной профессии. Квалификационные (или профессиональные) тесты предназначены для определения приобретенных, имеющихся навыков. Они часто используются при проведении аттестации работников. Тесты на определение личных качеств выявляют особенности характера человека. Наиболее известными тестами этой группы являются цветовой тест Люшера и так называемые «пятна Роршаха». До сих пор многие исследователи используют тест MMPI. Этот американский тест определения особенностей личности был в свое время адаптирован к российским условиям и успешно применяется до сих пор для оценки кандидатов на должность и для других целей. Все более широко используется графология: метод определения характерных особенностей личности по почерку.

Параметрическое исследование заключается в определении основных внутренних и внешних параметров (факторов), воздействующих на систему управления организацией, их описании и количественной оценке. Этот метод используется в первую очередь в стратегическом анализе при оценке внутренних и внешних факторов организации. Зачастую это делается на качественном уровне. Но введение количественной шкалы позволяет измерить внутреннюю и внешнюю позиции компании. Для этого необходимо выполнить следующие этапы:

Установить ключевые внутренние и внешние факторы организации.

Определить весовые значения факторов.

Оценить с помощью экспертов значение каждого фактора.

Рассчитать взвешенные оценки каждого фактора

Подсчитать общую взвешенную оценку.

Рассмотрим указанный способ анализа на примере оценки внутренних факторов американской химической компании (см. таблицу 20). При оценке используется следующая шкала: 1 - основные слабые места; 2 - второстепенные слабые места; 3 - второстепенные сильные стороны; 4 - главные сильные стороны.

Таблица 20

Оценка внутренних факторов американской химической компании

  Ключевой внутренний фактор   Вес фактора   Оценка фактора   Взвешенная оценка
1. Уровень производительности снизился по сравнению с прошлым годом на 65 % 0,20   0,20
2. Проводимое изменение организационной структуры компании еще не завершено 0,05   0,10
3. Доход на простую акцию составил величину, которая является предпоследним показателем по отрасли 0,10   0,20
4. Эффективность инвестиций составила величину, которая также является предпоследним показателем по отрасли 0,10   0,20
5. Фирма планирует в следующем году увеличить долю расходов на проектно-конструкторские работы до 20 % от объема продаж 0,15   0,45
6. В местах нахождения 34 заводов фирма предлагает отличные сервисные услуги покупателям 0,15   0,45
7. Фирма имеет репутацию технического лидера 0,25   1,00
Общая взвешенная оценка 1,00   2,60

Независимо от количества факторов, представленных в таблице, их общая взвешенная оценка может колебаться лишь в пределах от 1,0 до 4,0. Средняя взвешенная оценка составляет 2,5. Общая взвешенная оценка, которая намного ниже 2,5, характеризует организацию, как внутренне слабую. Оценка несколько выше 2,5 показывает, что организация имеет среднюю внутреннюю позицию.

Рассмотрим применение количественного анализа внешних факторов на примере оценки позиций американской машиностроительной компании. В этом случае используется следующая шкала оценки: 1 - важнейшие угрозы; 2 - второстепенные угрозы; 3 - второстепенные благоприятные факторы; 4 - важнейшие благоприятные факторы (см. таблицу 21).

Таблица 21

Оценка внешней позиции американской машиностроительной компании

  Ключевой внешний фактор   Вес фактора   Оценка фактора   Взвешенная оценка
1. Американские торговые санкции запретили компании поставлять продукцию в страны восточной Европы и ряд других стран (около 80% чистой прибыли в прошлом году было получено от деятельности в Европе) 0,35   0,35
2. В нефтяной промышленности расходы на приобретение материалов и комплектующих возросли на 50% за последние 3 года (45% дохода компании приходится на производство нефтяного оборудования) 0,15   0,30
3. Цены на нефть снизились за прошлый год на 15% 0,10   0,20
4. В результате политики некоторых стран Ближнего Востока может возникнуть угроза поставкам нефти из Персидского Залива 0,25   0,50
5. Американский внутренний угольный рынок быстро растет (этот рынок для компании оценивается в 50% от общего объема продаж) 0,15   0,45
Общая взвешенная оценка 1,00   1,80

Как видно из таблицы, внешняя позиция американской компании довольно слабая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: