Вопрос 3. План и программа статистического наблюдения. Ошибки наблюдения

Всякое наблюдение проводится по детально разработанному плану, содержащему программно-методические и организационные вопросы.

Важное значение для разработки плана имеет определение объекта, задач и единиц наблюдения. Статистическое наблюдение проводится с конкретной целью. Цель наблюдения - это познавательная задача, руководящая идея статистического исследования. Недостаточно ясно поставленная цель может привести к тому, что в процессе наблюдения будут собираться излишние, ненужные данные или наоборот не будут учитываться какие-либо необходимые.

Важнейшим условием достоверности получаемых в результате статистического наблюдения данных является четкое установление объекта наблюдения.

Объектом наблюдения называют ту совокупность общественных явлений, о которой должны быть собраны сведения.

Определение объекта статистического наблюдения должно содержать точное указание на главные его черты и свойства. Отграничить объект статистического исследования - это значит установить, какие именно явления по содержанию подлежат наблюдению, в каких территориальных, временных границах должны быть взяты эти явления.

В ряде случаев для отграничения объекта наблюдения пользуются цензом. Ценз - ряд характерных признаков, при наличии которых изучаемое явление относится к изучаемой совокупности.

Как уже отмечалось, статистика как общественная наука в исследованиях опирается на области знаний тех наук, где проводятся исследования. Поэтому остановимся на объектах статистического наблюдения по разделам правовой статистики.

а). Объект уголовно-правовой статистики.

Объектом уголовно-правовой статистики, исходя из ее основной задачи, является:

1) преступление, т.е. предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на личность, права и свободы граждан, собственность, общественный порядок и безопасность, конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества;

2) преступник, т.е. вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность и совершившее преступление;

3) наказание, т.е. мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

Однако уголовно-правовая статистика рассматривает понятие "преступник" не только как элемент состава преступления, но и основываясь на свойствах криминологического понятия - личность преступника. Вместе с тем, одной из важных ее задач является количественная характеристика причин и условий, способствующих совершению преступлений, учитывая при этом и меры наказания, и меры общественного воздействия, применяемые как в судебной, так и досудебной стадии.

б). Объект гражданско-правовой статистики.

Поскольку гражданско-правовая статистика освещает отдельные стадии гражданского процесса по рассмотрению споров о праве гражданском, то конкретными объектами гражданско-правовой статистики являются:

1) спор о праве гражданском (гражданское дело);

2) стороны в гражданском процессе (истец и ответчик);

3) судебное решение.

На наш взгляд, объектом статистического наблюдения должны быть денежные поступления в бюджет, полученные в результате деятельности судов и других учреждений юстиции (помимо возмещения причиненного преступлением ущерба), в частности суммы, полученные от конфискации имущества, удержаний из заработков осужденных к исправительным работам без лишения свободы, взысканные судами штрафы, государственная пошлина и судебные издержки.

Кроме споров о праве гражданском, в объект гражданско-правовой статистики входят и те правоотношения, которые не являясь предметом конкретного спора и не выступая в форме правонарушения, удостоверены в порядке нотариального или судебного производства.

в) Объект административно-правовой статистики.

Объектами административно-правовой статистики являются:

1) административные правонарушения, т.е. посягающие на государственный или общественный порядок, все формы собственности, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность;

2) лица, совершившие административные правонарушения. К административной ответственности могут привлекаться лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16 лет, если они были вменяемы и не действовали в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;

3) меры административной ответственности, применяемые за совершение административных правонарушений.

Полное представление об исследуемой совокупности можно получить тогда, когда имеется представление о ее отдельных единицах. Поэтому наряду с установлением объекта наблюдения необходимо четко определить единицу наблюдения и единицу совокупности.

Единица наблюдения является источником сведений, которые получают в результате наблюдения. Единица наблюдения - это элемент, к которому приурочен первичный учетный документ.

Единица совокупности - первичный элемент объекта статистической совокупности, признаки которого подлежат регистрации, служащий основой счета.

При переписи населения единица совокупности и единица наблюдения совпадают. Если бланк открывается на семью, то единицей совокупности будет человек, а единицей наблюдения семья.

В правовой статистике единицей совокупности выступают - преступник, преступление, наказание, гражданское дело, истец, ответчик, судебное решение.

Наиболее важным вопросом любого статистического наблюдения является программа.

Программа наблюдения - это перечень признаков, подлежащих регистрации в процессе статистического наблюдения.

Программа наблюдения получает свое конкретное воплощение в перечне вопросов формуляра наблюдения, ответы на которые должны быть получены при наблюдении. От того, насколько хорошо разработана программа, во многом зависит качество собранного материала и его ценность. Еще В.И. Ленин указывал "...правильная программа и обеспечение проверки данных - это два важнейших условия успешной статистики". Содержание программы определяется целями статистического исследования, особенностями объекта, но и к программе всякого статистического исследования предъявляется несколько общих требований:

- программа должна содержать лишь существенные признаки, причем в таком объеме, чтобы было обеспечено выполнение познавательной задачи наблюдения;

- в программу должны включаться такие вопросы, на которые действительно можно получить объективные, обоснованные ответы;

Однако при разработке программы не следует допускать излишеств сбора материалов, не нужных для решения поставленной задачи. Программа статистического наблюдения должна вырабатываться при широком ее обсуждении с участием научных и практических работников. Важнейшее значение придается формулировке вопросов программы. Четкость и ясность формулировки обеспечивает однообразие понимания и толкования. При нечеткой формулировке вопросов неясно, о чем спрашивается. Например, "возраст"- что требуется ответить - количество лет, год рождения, дата рождения? Разработкой программы занимаются статистические органы, научно-методические советы, они обсуждаются в печати и на конференциях.

На основе действующего на территории Российской Федерации уголовного, уголовно-процессуального и исправительно-трудового законодательства, а также иных нормативных актов (регулирующих деятельность органов, осуществляющих борьбу с преступностью) уголовно-правовая статистика дает возможность подготовить различные программы наблюдения. Научной основой таких программ являются теоретические положения юриспруденции.

Программа наблюдения оформляется в виде статистического бланка или формуляра. Статистический формуляр - это особый документ, в котором регистрируются ответы на вопросы программы. Незаполненный формуляр называют статистическим бланком, он содержит вопросы программы и свободные места для записей ответов.

Обязательным элементом статистического формуляра является титульная и адресная части. В титульной части обычно содержится: наименование статистического наблюдения; орган, проводящий наблюдение; отмечается, кем и когда утвержден формуляр. В адресной части: адрес; сроки представления отчетности; подписи должностных лиц, отвечающих за достоверность.

Различают две системы статистического формуляра: карточную индивидуальную (бланк-карточка, предназначенная для записи ответов на вопросы программы только об одной единице) и бланк-список (записываются ответы на вопросы о нескольких единицах наблюдения, каждой единице отводится отдельная строка или графа).

Каждая из систем имеет свои преимущества и недостатки. Бланк-список при значительном перечне вопросов программы наблюдения становится большим и неудобным в работе, но и выгоден - значительно сокращается объем работы по заполнению адресной части формуляра, тем самым повышается производительность труда лиц, ведущих наблюдение, и счетчиков, дает экономию в расходах (бумаги, средств на размножение бланков). При сводке легче проконтролировать ответы на вопросы программы и связанные между собой единицы наблюдения, легче подсчитать общие итоги. У карточного формуляра преимущества в быстроте обработки (группировке) вручную. Статистический формуляр наблюдения сопровождается инструкциями.

Как уже отмечено ранее, программа устанавливает комплекс признаков, подлежащих учету.

Признаком в статистике называют свойства, характерные черты или особенности, присущие единицам изучаемой совокупности. Статистика, как правило, имеет дело с такими признаками, которые принимают различные значения у отдельных единиц наблюдения, и называет их варьирующими.

С точки зрения характеристики основного содержания общественных процессов все признаки можно подразделить на существенные и несущественные.

К существенным признакам относятся такие, которые выражают социально-экономическую сущность данного явления, его значение и роль в общественном развитии. Те признаки, которые не характерны для существа данного общественного процесса и являются для него второстепенными, относятся к несущественным.

При выборе признаков для регистрации необходимо учитывать, что различные признаки по-разному отображают процессы общественной жизни. Одни свидетельствуют о развитии явления прямо, другие лишь косвенно. Изучаемые статистикой признаки подразделяются на атрибутивные (качественные - экономист, служащий, холост) и количественные.

Количественные признаки различаются между собой по характеру изменения их величин. Одни из них могут принимать только целые значения (число дней в месяце), другие в определенных пределах.

Признаки, способные принимать только некоторые определенные значения, между которыми не могут иметь место промежуточные, называются дискретными или прерывными.

Признаки, которые в определенных пределах могут принимать любые значения (зарплата, урожайность) называются непрерывными.

По содержанию признаки подразделяют на факторные (характеризуют условия, определяющие размеры явлений) и результативные (результат, вызванный сочетанием факторных признаков).

Классификация признаков отображена на рис.1.

Помимо программно-методических вопросов особое внимание уделяется организационному плану наблюдения, где определяется орган наблюдения, вид и способ наблюдения, время и период сбора, подготовки кадров. При определении времени устанавливается период сбора данных, момент учета и срок регистрации. Период сбора данных - это время начала и окончания сбора сведений, который для текущей отчетности устанавливается постоянный от начала ее организации до ее отмены.


Рис 1. Классификация признаков

Момент учета - называют тот момент времени, по состоянию на которое производится учет единиц обследуемого объекта. Сколько бы ни длилось наблюдение, момент учета остается постоянным. Чем подвижнее объект, тем короче момент учета.

Срок регистрации по возможности должен быть коротким. Как правило, чем ближе срок регистрации к моменту учета, тем выше затраты на сбор материала, а с увеличением срока возрастает возможность ошибок регистрации.

Различают объективное время - время, к которому относятся данные наблюдения. Оно характеризует тот период или момент времени, по состоянию на который были собраны и зарегистрированы признаки совокупности. В некоторых случаях правильная постановка наблюдения требует не только даты, но и момента времени, по состоянию на который производится регистрация (этот момент называют критическим). Надобность в нем возникает в тех случаях, когда изучаемое явление заметно изменяется не только по дням, но и часам и минутам (каждую минуту в нашей стране рождается 3 и умирают 3-4 человека).

Субъективное время наблюдения - это время производства наблюдения, т.е. период, в течение которого производится регистрация. Так, объективное время микропереписи населения РФ 1994 г. 00 часов с 13 по 14 февраля, а субъективное время с 14 по 23 февраля 1994 г. (десять дней). Если срок представления отчетности за первый квартал с 1-10 апреля, то объективное время с января по март включительно, а субъективное с 1 по 10 апреля.

Расхождения между величиной какого-либо показателя, найденного посредством статистического наблюдения и действительными его размерами называется ошибками наблюдения.

В зависимости от причин возникновения различают: ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.

Ошибки регистрации возникают в результате неправильно установленных фактов или ошибочной записи.

Ошибки репрезентативности - ошибки, свойственные выборочному методу наблюдения, которые возникают в результате неполного обследования и в случае, если обследуемая совокупность недостаточно полно воспроизводит генеральную совокупность.

Ошибки регистрации и репрезентативности могут быть случайными и систематическими.

Случайные ошибки - неточность, возникающая в процессе статистического наблюдения при установлении или регистрации фактов по чисто случайным причинам (случайные обмолвки, описки вследствие невнимательности, небрежности при заполнении формуляра наблюдения или подсчете итогов).

Систематические ошибки - неточность, возникающая в процессе статистического наблюдения по какой-либо вполне определенной причине (неясность вопроса инструкции). Они могут быть преднамеренные и непреднамеренные.

Преднамеренные - сознательные, тенденциозные искажения истины лицами, заинтересованными по каким-либо причинам в этих искажениях. К ним относятся нарушение порядка представления государственной статистической отчетности, выразившееся в непредставлении отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, искажении отчетных данных или нарушении сроков представления отчетов, допускаемые некоторыми недобросовестными руководителями при составлении отчетности. Для пресечения таких фактов Законом РФ от 13 мая 1992 года "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности" руководители и другие должностные лица предприятий, учреждений, организаций и объединений, независимо от форм собственности, привлекаются к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере от трехкратного до десятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Кроме того в установленном порядке предусматривается возмещение органам статистики ущерба, возникшего в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушения сроков представления отчетности. Кроме того, в соответствие с Постановлением ВС РФ от 13 мая 1992 года Госкомстат России разработал и 14 августа 1992 года утвердил положение "О порядке представления государственной статистической отчетности в Российской Федерации".

Непреднамеренные - неумышленное искажение истины вследствие неправильно понятых вопросов программы, инструкции, пропусков в записях.

Полученные в результате наблюдения данные до их обработки подвергаются тщательной проверке и контролю. Контроль достоверности осуществляется на всех этапах сбора и обработки статистических данных: при заполнении формуляров статистических наблюдений, составлении отчетов, разработке аналитических материалов. Прежде всего, производится так называемый внешний контроль. При этом проверяется правильность оформления документов, т.е. наличие всех необходимых записей (реквизитов), предусмотренных инструкцией, а также полнота материала и охвата всех отчетных единиц наблюдения (например, все ли народные суды области представили отчеты в областной отдел юстиции, соответствует ли число осужденных, указанное в отчете народного суда, числу поступивших в отдел юстиции статистических карточек на осужденных).

После внешнего контроля производится логический и счетный (арифметический) контроль. Последняя форма контроля основывается на использовании взаимосвязей между различными показателями отчета. Задача такого контроля - исправление итогов и отдельных числовых показателей. Для этих целей во всех формах статистических отчетов правоохранительных органов, судов по многим показателям установлены контрольные арифметические цифры.

Логический (смысловой) контроль заключается в проверке ответов на вопросы программы путем их сопоставления между собой или путем сравнения полученных данных с другими источниками по этому же вопросу и т.п.

С вопросом контроля за ведением правовой статистики (проверки качества документов первичного учета и статистической отчетности) тесно связан вопрос об укреплении отчетной дисциплины.

Однако, говоря о границах достоверности статистических данных о преступности, следует отдельно остановиться на тех обстоятельствах, которые выходят за пределы рассмотренных, но делают статистику преступности "кривым зеркалом".

Прежде всего - это латентная преступность, в которой выделяются:

- так называемая скрытая преступность, т.е. не выявленная компетентными органами в силу специфики самих преступлений, недостатков контролирующих органов, отсутствия социально-правовой активности части населения и т.п.;

- так называемая скрываемая преступность, которая охватывает те случаи, когда отдельные лица правоохранительных органов, располагая необходимой информацией о совершенном преступлении, в нарушение закона по тем или иным причинам не ставят его на учет.

Однако латентная преступность не развивается по каким-то "своим" законам, поэтому показатели, характеризующие преступность, могут быть выявлены на основе регистрируемой совокупности преступлений с применением в необходимых случаях поправочных коэффициентов, учитывающих степень латентности тех или иных преступлений.

Кроме того, необходимо отметить, что обстоятельства, влияющие на степень соответствия статистических данных о преступности действительному положению дел в этой области, в целом представляют собой сложный и недостаточно изученный результат взаимодействия многих переменных, разных по своему значению, но при этом относительно самостоятельных:

- объективная характеристика общественно опасных деяний и совершивших эти деяния лиц в их связях с другими явлениями действительности;

- уголовного закона, определяющего сферу преступного, составы преступлений и юридически значимые признаки (криминализация деяний);

- круга преступлений и преступников, подлежащих учету;

- деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: