Решение о том, на какие рынки выйти.
Страны-кандидаты при этом можно классифицировать по нескольким критериям:
1) емкость рынка;
2) динамика роста рынка;
3) издержки по ведению дел;
4) конкурентные преимущества;
5) степень риска.
Цель при этом - установить, какой рынок обеспечит фирме наиболее высокий долговременный доход на вложенный капитал.
При этом она может остановиться на экспорте, совместной предпринимательской деятельности или прямом инвестировании за рубежом.
а) Экспорт. Фирма производит все свои товары в собственной стране и экспортирует его одним из двух способов: 1) может воспользоваться услугами независимых международных маркетинговых посредников (косвенный экспорт) или 2) проводить экспортные операции самостоятельно (прямой экспорт).
6) Совместная предпринимательская деятельность. Она отличается от экспорта тем, что формируется партнерство, в результате которого за рубежом создаются те или иные производственные мощности. Существует четыре типа совместных предприятий:
|
|
1) Лицензирование. Лицензиар вступает в соглашение с лицензиатом на зарубежном рынке, предлагая права на использование производственного процесса, товарного знака, патента, торгового секрета и т.п. в обмен на гонорар или лицензионный платеж. Потенциальные недостатки лицензирования в том, что при нем фирма располагает меньшим контролем над лицензиатам, чем над своим вновь созданным предприятием. Кроем того, если лицензиат крупно преуспеет, прибыли пойдут ему, а по окончании срока контракта фирма может обнаружить, что создала себе конкурента.
2) Подрядное производство - т.е. заключение контракта с местными производителями на выпуск товара. Его недостаток - меньший контроль фирмы за процессом производства и в потере связанных с этим производством потенциальных прибылей.
3) Управление по контракту. В этом случае фирма предоставляет зарубежному партнеру «ноу-хау» в области управления, а тот обеспечивает необходимый капитал, т.е. фирма экспортирует управленческие услуги.
4) Предприятия совместного владения - это объединение усилий зарубежных и местных вкладчиков капитала с целью создания местного коммерческого предприятия, которым они владеют и управляют совместно. Такое предприятие может оказаться необходимым или желательным по экономическим или политическим соображениям.
Недостатком при этом может быть то, что партнеры могут разойтись во мнениях относительно капиталовложений, маркетинга и прочих принципов деятельности.
в) Прямое инвестирование. Наиболее полной формой вовлечения в деятельность на зарубежном рынке является помещение капитала в создание за рубежом собственных сборочных или производственных предприятий.