Форма корпуса судна

КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОВ И КОРАБЛЕЙ

Характеристики судов, их внешний облик во многом определяются тем, какие грузы они перевозят, в каких акваториях эксплуатируются и т.д. Каждое судно имеет определенное назначение. Для того, чтобы быстро дать более или менее полную характеристику судну, вводится классификация. Классификация судов может производиться на основе различных признаков, которые позволяют отличать одно судно от другого.

Заметим, что судно - общее название плавучих сооружений, предназначенных для различных целей: перевозки грузов и пассажиров, промысла, спорта, добычи полезных ископаемых, для военных целей и др. Военные суда, предназначенные для решения боевых задач, принято называть кораблями. В составе ВМФ имеются и суда вспомогательного флота. Нередко в разговорной речи термины «судно» и «корабль» смешивают. В названиях наук употребляют один из этих терминов, например, «проектирование судов» или «теория корабля», причем выбор того или иного слова определяется установившимися традициями.

Главным признаком, на котором основана классификация судов, является их назначение. Кроме того, суда классифицируются по району плавания, типу главного двигателя, типу движителя, материалу корпуса, архитектурно-конструктивному типу, характеру движения по воде, количеству гребных валов и др.

По назначению все суда подразделяются на несколько основных групп: транспортные, промысловые, вспомогательные, технические, спортивные, специальные и т.д. Группы далее подразделяются на подгруппы.

Транспортные суда предназначены для перевозки грузов и пассажиров. Они составляют основу морского и речного флота, их суммарный тоннаж составляет около 90 % от общего тоннажа судов. Транспортные суда можно подразделить на грузовые, пассажирские, грузопассажирские и специальные.

Грузовые суда бывают двух основных классов: сухогрузные и наливные. В свою очередь, сухогрузные суда бывают общего назначения (универсальные) и специализированные - предназначенные для перевозки определенных грузов. Универсальные суда, как правило, дешевле, а специализированные - сложнее, тяжелее, дороже, но позволяют быстрее производить грузовые работы, что повышает их экономическую эффективность. Универсальные сухогрузы предназначены для перевозки генеральных грузов, т.е. штучных в виде отдельных мест (автомобили, различные изделия) или в какой-либо упаковке (ящики, мешки и др.). Эти суда редко бывают крупными, их грузоподъемность в среднем составляет около 5 тыс. т и иногда достигает 20000 т, а скорость - около 15 уз., иногда до 20 уз. и выше. Грузы размещаются в грузовых трюмах, занимающих основную часть объема корпуса и разделенных водонепроницаемыми поперечными переборками. На средних и крупных судах, кроме верхней, делается нижняя палуба (а иногда и несколько палуб), чтобы не повредить груз. Грузовые помещения, заключенные между этими палубами, называются твиндеками.

Специализированных сухогрузных судов очень много. Это, например, контейнеровозы, которые перевозят грузы в стандартных контейнерах, одна из особенностей таких судов - большие грузовые люки для ускорения грузообработки; накатные суда (или суда типа «Ро-Ро»), перевозящие колесную технику или трейлеры; лихтеровозы (баржевозы), которые перевозят груженые баржи с упрощенными обводами - лихтеры (перечисленные типы судов часто имеют повышенные скорости хода); рефрижераторные суда, имеющие трюмы, в которых может длительно поддерживаться низкая (до -18 … -300) температура; в этих судах перевозят рыбу, мясо, овощи, фрукты и др., скорость этих судов часто бывает повышенной, поскольку груз скоропортящийся; суда для перевозки навалочных грузов - угля, руды, зерна и т.п. (навалочники, или балкеры) - эти суда бывают больших размеров и уступают только танкерам (грузоподъемность иногда превышает 100 000 т и достигает 300 000 т), имеют одну палубу и сравнительно небольшие грузовые люки; лесовозы, которые, как и контейнеровозы, часть груза везут на верхней палубе.

Наливные суда - это, в первую очередь, танкеры, предназначенные для нефти или нефтепродуктов. Танкеры - наиболее крупные суда в мире, их грузоподъемность достигает 500 000 т; крупнейшие отечественные танкеры типа «Крым» имеют грузоподъемность 150 000 т. Большие размеры танкеров обусловлены большими грузопотоками и дальними расстояниями перевозок. У них одна палуба, от одной до трех продольных переборок в зависимости от размеров судна, чтобы избежать сильных ударов жидкости при качке. Раньше на танкерах не делалось двойное дно, как на сухогрузах, поскольку при авариях с повреждением днища нефть, более легкая, чем забортная вода, не вытекала. В последние годы, с учетом экологических соображений, на танкерах делают не только двойное дно, но и двойные борта, чтобы предотвратить даже небольшие утечки груза при любом повреждении корпуса. Характерная внешняя особенность танкера - наличие переходного моста над верхней палубой, что было связано с очень малой высотой надводного борта на прежних танкерах и сильной заливаемостью палубы. Кроме того, существуют суда для перевозки сжиженных газов - газовозы. Газ перевозят в огромных танках цилиндрической или сферической формы, вкладные или встроенные в корпус, при очень низкой температуре (ниже -1600).

Существуют комбинированные суда, которые в одном направлении везут, например, нефть, а в другом - руду, что позволяет улучшить использование грузоподъемности (иначе придется в обратном направлении перевозить балласт - морскую воду).

Пассажирские суда предназначены для перевозки не менее 12 пассажиров (при меньшем числе пассажиров не предъявляется повышенных требований к безопасности судна). Чисто пассажирских судов мало - преобладают грузопассажирские суда, которые перевозят не только пассажиров, но и некоторое количество груза. Эти суда имеют очень большие надстройки, в которых размещаются пассажирские каюты. При проектировании таких судов особое внимание уделяется архитектурному облику, так как по традиции именно пассажирские суда нередко рассматриваются как своеобразная «визитная карточка» страны, к которой они приписаны (кстати, боевые корабли также проектируют с учетом эстетических требований; грузовых судов это касается в меньшей степени).

Пассажирское судно может обслуживать определенную линию, тогда оно называется лайнером (например, широко известны трансатлантические лайнеры). В последние десятилетия распространились круизные суда, которые служат для туристических путешествий с заходами в порты. Комфортные условия для пассажиров достигаются дорогой ценой - на одного пассажира приходится примерно 15 - 25 т водоизмещения при массе пассажира с багажом 0,15 - 0,2 т, т.е. в 100 раз меньше. В результате пассажирские перевозки редко окупаются, даже при высокой цене на билеты. Исключением могут быть мелкие суда для местных перевозок, где удобства для пассажиров минимальные. Для пассажирских судов (может быть, кроме круизных) характерны высокие скорости хода - 20 - 30 уз., а иногда и более, что связано с необходимостью снижения продолжительности рейсов. Наибольшие скорости хода встречаются у судов с динамическими принципами поддержания, например, на подводных крыльях или на воздушной подушке. Их скорости составляют соответственно 30 - 35 и 60 уз.

К специальным судам относят буксиры, паромы и др. Буксиры приводят в движение несамоходные (или временно лишенные хода) суда, а также помогают крупным судам при движении в узкостях, в портах, при вводе в док и т.п. Встречаются буксиры-толкачи, в частности, входящие в барже-буксирные составы. Паромы перевозят по морю железнодорожные составы (для чего на грузовых палубах имеются рельсы) или автомобили.

СССР обладал крупнейшим в мире флотом промысловых судов, которые служат для добычи, переработки и транспортировки рыбы, крабов, морского зверя и морских растений. Они делятся на добывающие, добывающе-перерабатывающие, перерабатывающие и обслуживающие. К добывающим относятся траулеры (наиболее распространенные, которые ловят рыбу тралом), сейнеры (ловят рыбу кошельковым неводом), китобойцы, краболовы и др. Добытая рыба может обрабатываться непосредственно на судне (это добывающе-перерабатывающие суда) или передаваться на перерабатывающее судно (плавбазу, производственный рефрижератор и др.). Плавбазы - крупнейшие из промысловых судов, водоизмещение которых достигает 40 - 45 тыс. т, и относительно тихоходные. Обычно перерабатывающие суда являются также и снабженцами, на них имеются медицинские, бытовые и культурные службы. Обслуживающие суда - это, например, поисковые, научно-промысловые.

Сравнительно небольшая по тоннажу, но многочисленная по номенклатуре группа судов - служебно-вспомогательные суда, которые обслуживают флот, портовое хозяйство, водные пути и акватории. Сюда относятся ледоколы (линейные, морские, портовые, речные) - суда с мощными энергетическими установками, довольно широкие, с прочным корпусом; буксиры (океанские, в том числе спасатели, морские, рейдовые, портовые, для внутренних водоемов); пожарные суда; научно-исследовательские, океанографические и т.п. суда, флот которых в нашей стране был крупнейшим в мире; медико-санитарные (например, госпитальные); учебные и другие суда.

Отдельную группу составляют суда технического флота, которые обеспечивают техническое обслуживание судов, портов и водных путей. Здесь можно назвать дноуглубительные снаряды (земснаряды), грунтоотвозные шаланды, нефтемусоросборщики, плавучие краны и крановые суда, плавучие доки, плавучие мастерские, кабелеукладчики, водолазные боты, килекторы (суда - постановщики буев).

Особую группу составляют спортивные суда, сравнительно небольшие и довольно разнообразные: парусные яхты, байдарки, шлюпки, моторные лодки и т.д.

Рассмотрим другие признаки классификации.

По району плавания различают суда морские, внутреннего (по рекам, озерам, водохранилищам) и смешанного (река - море) плавания. Суда внутреннего плавания подразделяются на классы, которые мы не рассматриваем. Морские суда могут быть неограниченного района плавания (в любом океане или море при любой погоде); ограниченного района плавания I - могут эксплуатироваться в закрытых морях (Белом, Балтийском, Черном, Каспийском, Азовском) или на удалении не более 200 миль от места убежища; ограниченного района плавания II - на удалении не более 50 миль от места убежища; ограниченного района плавания III - рейдового и прибрежного плавания. Особо классифицируются суда ледового плавания в зависимости от допустимых ледовых условий, что нами не рассматривается.

По средствам движения суда подразделяются на самоходные и несамоходные, в зависимости от того, где находится источник энергии для приведения судна в движение (парусные суда относят к несамоходным). Существуют стояночные суда, например, дебаркадеры, плавучие доки, которые в процессе эксплуатации не перемещаются.

Самоходные суда делятся на водоизмещающие, которые плавают на поверхности воды, и суда с динамическими принципами поддержания (СДПП), к которым относятся глиссеры (скользят по поверхности воды), суда на подводных крыльях (вес судна уравновешивается подъемной силой крыльев), на воздушной подушке (под корпус нагнетается воздух под некоторым избыточным давлением) и экранопланы (низколетящее крыло).

По материалу основного корпуса суда бывают стальные, железобетонные (например, некоторые плавучие доки), деревянные (например, тральщики или некоторые спортивные), из легких сплавов (например, алюминиевых) или пластмасс и др., а также композитные, имеющие несколько материалов.

По типу главного двигателя суда подразделяют на теплоходы (главный двигатель - дизель или иной двигатель внутреннего сгорания), пароходы (паровая машина, иногда пароходом называют турбоходы), турбоходы (с паровой турбиной), газотурбоходы (газовая турбина), электроходы (гребной винт вращается электродвигателем; среди них имеются дизель-электроходы и турбоэлектроходы), атомоходы (с атомной энергетической установкой), гребные суда (с вёслами). Встречаются комбинированные установки, преимущественно у боевых кораблей.

По типу движителя, т.е. устройства, создающего движущую силу, различают суда винтовые (с гребным винтом или винтами, их подавляющее большинство), гребные (с веслами), парусные (использующие энергию ветра), колесные (с гребными колесами), водометные (с водометными движителями), суда с крыльчатым движителем и с воздушным винтом.

По количеству гребных валов могут быть одновальные суда (их большинство), двухвальные (многие пассажирские суда, некоторые ледоколы и боевые корабли), трехвальные (например, линейные ледоколы), четырехвальные (крупные пассажирские лайнеры, авианосцы).

По архитектурно-конструктивному типу суда могут классифицироваться в зависимости от некоторых дополнительных признаков, например, от количества корпусов (однокорпусные, двухкорпусные - катамараны и т.д.), от количества и расположения надстроек, от числа палуб, расположения машинного отделения и др.

Существуют и другие признаки классификации судов.

Выше речь шла о гражданских судах. Имеется своя классификация и у военных кораблей. Она несколько различна в разных странах и изменяется с годами, по мере развития как самих кораблей, так и их вооружения.. Она может производиться по разным признакам. В современной литературе обычно за основу берется классификация, принятая в США. В нашей стране имеется Положение о классификации кораблей и судов ВМФ.

Современный ВМФ состоит из следующих родов сил: надводных кораблей, подводных лодок, авиации ВМФ, береговых ракетно-артиллерийских войск, морской пехоты. Кроме того, в состав ВМФ входят: корабли и суда вспомогательного флота, части специального назначения, части и учреждения тыла. Мы будем рассматривать только корабли и суда.

В состав ВМФ входят три основные группы судов (по классификации, принятой в США с 1969 г.):

1. Боевые корабли - специально построенные для уничтожения или ослабления сил и средств противника боевым воздействием.

2. Вспомогательные суда (суда обеспечения) - служат для обеспечения боевой и повседневной деятельности кораблей и их соединений, для снабжения и обслуживания кораблей в море и в пунктах базирования.

3. Базовые плавучие средства (выделяются по классификации США) - предназначены для обслуживания кораблей в базах, на рейдах и в гаванях.

Боевые корабли подразделяются на боевые корабли основных классов, десантные, минно-тральные, противолодочные - патрульно-эскортные; имеющихся в нашем флоте больших противолодочных кораблей - БПК и т.п. в ВМС США нет, корабли управления, речные корабли.

К кораблям основных классов относят: атомные ракетные подводные лодки, ударные авианосцы (наиболее крупные из военных кораблей, несущие самолеты с ядерным оружием; их водоизмещение достигает 100 000 т), многоцелевые (торпедные) ПЛ, противолодочные авианосцы, линкоры, крейсера, эсминцы и фрегаты, сторожевые корабли, торпедные и ракетные катера и др.

Существуют две противоположные тенденции: узкая специализация и универсализация кораблей. Универсализация осложняет классификацию.

К вспомогательным судам относятся танкеры, ледоколы, буксиры, гидрографические суда, суда безобмоточного размагничивания, плавбазы, корабли-цели, госпитально-санитарные, аварийно-спасательные и др. По современной классификации, в состав вспомогательного флота входят суда морского и рейдового обеспечения. Суда обеспечения могут нести флаг вспомогательных или аварийно-спасательных судов; их команда может быть военной, гражданской или смешанной. Они весьма разнообразны. Так, к судам аварийно-спасательного обеспечения относятся спасательные, противопожарные, водолазные, судоподъемные суда, спасательные буксиры. С 1979 г. в ВМФ СССР они называются судами поисково-спасательного обеспечения.

Существуют суда медицинского обеспечения, радиационной безопасности и химической защиты: госпитальные, дегазационные суда, санитарные транспорты, суда радиационного контроля и химической разведки.

Суда навигационного и гидрографического обеспечения: океанографические исследовательские суда, гидрометеорологические и гидрографические суда и катера, плавучие маяки.

Суда обеспечения базирования кораблей и оборудования театра - для буксировки, проводки во льдах и т.д. К ним относятся ледоколы, буксиры, морские дноуглубительные снаряды, килекторы, кабельные, брандвахтенные суда, суда энергетического обеспечения и связи.

Суда обеспечения боевой подготовки и испытания оружия и техники: учебные, суда-мишени, опытовые суда (специально оборудованные для испытания вооружений, энергетических установок, движителей, конструкций и др.), катера-торпедоловы и другие.

Суда снабжения кораблей в море (для транспортирования и передачи материально-технических средств, боезапаса).

Суда технического обеспечения - плавучие СРЗ и мастерские, самоходные плавучие доки, суда контроля физических полей, размагничивания и другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: