Формы организации технической эксплуатации на судах

Организация технической эксплуатации на судах регламентируется Уставом службы на судах (Уставом), Положением о технической эксплуатации морских и речных судов (ПТЭ), а также инструктивными документами Министерства инфраструктуры и судоходной компании.

Организация службы на судах должна основываться в первую очередь на единоначалии, поэтому Правилами технической эксплуатации морских и речных судов установлена ответственность капитана за техническую эксплуатацию судна. Однако с учетом того, что наиболее квалифицированным специалистом на судне в части технической эксплуатации является старший механик, в ПТЭ указывается, что капитан может передать общее руководство организацией работ по технической эксплуатации судна старшему механику. Такая передача не означает передачу ответственности от капитана.

ПТЭ закрепляют ответственность за техническую эксплуатацию судовых технических средств, систем, приводов и механизмов палубных устройств за старшим механиком. За старшим помощником закрепляется ответственность за техническую эксплуатацию корпуса, судовых корпусных конструкций, закрытий, помещений и палубных устройств судна.

Традиционно на отечественном флоте существует принцип закрепления за отдельными членами экипажа судовых технических средств и конструкций. Под заведованием понимается комплекс механизмов, конструкций корпуса, устройств, систем, снабжения и документации, закрепленных за лицом командного состава судна, несущим полную ответственность за техническую эксплуатацию в целом или за одну из ее частей (техническое использование или ТО). Распределение по заведованиям регламентируется Уставом судоходной компании и уточняется приказом капитана относительно конкретных элементов судна после его приемки.

Практически во всех судоходных компаниях мира существует принцип распределения элементов судна по заведованиям. Однако, во многих компаниях он имеет иную реализацию. А именно, существуют два заведования – старшего механика и старшего помощника, все остальные члены экипажа, в соответствии с Уставом компании, работают под их руководством. Такое распределение заведований объясняется упрощением управления процессами поддержания технического состояния и концентрацией всех необходимых полномочий у наиболее опытных и квалифицированных офицеров. Наиболее часто такая организация встречается при существенно сокращенных экипажах. Одной из причин широкого использования таких форм организации является недостаточное доверие менеджеров компании к уровню компетенции нанимаемых моряков.

Ответственность за техническое использование судна, СК и СТС несет вахтенный персонал.

В настоящее время на судах действуют две формы организации службы: линейная (рисунок 6) и линейно-функциональная (рисунок 7). Согласно линейной форме организации службы во главе экипажа судна стоит капитан, которому подчинены руководители служб: эксплуатации (старший помощник), технической эксплуатации (старший механик), радиотехнической (начальник радиостанции).

Каждому из руководителей служб подчиняются остальные члены экипажа. Так, старшему помощнику подчинены остальные помощники капитана и боцман, которому подчинены остальные рядовые члены службы эксплуатации. Старшему механику подчинены электромеханик и второй механик, руководящий остальными механиками и мотористами.

Рисунок 6 – Линейная структура управления ТЭ судна

Основной признак линейной структуры состоит в полном территориальном разделении функций между руководителями и подчиненными разных служб. Служба эксплуатации осуществляет техническую эксплуатацию включая ТИ, ТО и ремонта корпуса, помещений, устройств, противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, люковых закрытий, такелажа, мерительных, воздушных и приемных труб.

Служба технической эксплуатации осуществляет ТИ, ТО и ремонта всей энергетической установки и палубных механизмов. При этом планированием работ по ТО корпусной части руководит старший помощник, планированием работ по ТО энергетической установки руководит старший механик. Служба ТЭ включает две группы: группу ТЭ судовой энергетической установки (руководитель второй механик) и группу ТЭ электрооборудования (руководитель электромеханик). В число задач службы ТЭ входит обеспечение правильного технического использования СЭУ, а также поддержание её технического состояния.

Рисунок 7 – Линейно-функциональная структура управления ТЭ судна

В службу эксплуатации входит группа ТЭ корпуса, возглавляемая боцманом. Эта группа осуществляет поддержание технического состояния элементов конструкции корпуса и устройств, противопожарного и аварийно-спасательного оборудования, люковых закрытий, такелажа, мерительных, воздушных и приемных труб. Учет и контроль состояния корпуса, другого перечисленного оборудования осуществляет старший помощник, он же отвечает за его правильное техническое использование.

Рядовые члены группы ТЭ СЭУ в процессе несения вахты подчинены вахтенному механику, а при выполнении ТО – второму механику. Рядовые члены группы ТЭ корпуса при нахождении на вахте подчинены вахтенному помощнику, а в остальное время – боцману.

Такая структура управления эксплуатацией судна, как отмечалось, является традиционной и соответствующей ПТЭ, установивших ответственность за ТЭ корпуса за старшим помощником. Традиционно на отечественном флоте действовала и линейно-функциональная структура управления. Такая структура была введена в связи с тем, что ответственность за техническое состояние всего судна, включая и корпус судна, Уставом службы на судах (1976 г.) была возложена на старшего механика. Введенные в действие ПТЭ (1996 г.) отменили это положение, передав ответственность за техническое состояние старшему помощнику. Следует отметить, что в тех же Правилах указывается на необходимость распределения судоходными компаниями элементов судна по заведованиям. Для выполнения этого требования необходимо внесение соответствующих положений в Правила судоходной компании, а это значит, что для окончательной передачи всех вопросов ТЭ корпуса старпому необходимо решение судоходной компании. Как отмечалось выше, такая передача может быть эффективна в одном случае: обязанность и ответственность передается компетентному лицу.

В то же время, если сравнить минимальные требования по компетентности к старшему механику, с одной стороны, и старшему помощнику – с другой, в существенно предпочтительном положении в части компетенции по ТО и ремонту будет старший механик. В связи с этим во многих компаниях как ранее, так и сейчас действует линейно-функциональная структура управления ТЭ судна. В этом случае ответственность за техническое состояние всего судна и его ТО возлагается на старшего механика (рисунок 7). На старшего помощника возлагается ответственность за ТИ корпуса, противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, люковых закрытий, такелажа, мерительных, воздушных и приемных труб.

В такой структуре боцман под руководством старшего механика планирует работы по поддержанию технического состояния корпуса, устройств, противопожарного и аварийно-спасательного оборудования. Боцман осуществляет руководство этими работами и подчиняется старшему механику. Кроме того, боцман выделяет матросов для подготовки судна к рейсу, обеспечения вахты на мостике на ходу и у трапа на стоянке. Таким образом, за техническое обслуживание заведования боцмана отвечает кроме него старший механик, а за его техническое использование – старший помощник.

Ввиду того, что ТО и ТИ являются подсистемами ТЭ, исходя из линейно-функциональной структуры управления ТЭ судна, старший механик является функциональным руководителем по всем вопросам ТО судна и всем вопросам ТЭ СЭУ. Старший помощник является функциональным руководителем по всем вопросам ТИ корпуса судна, устройств, противопожарного и аварийно-спасательного оборудования, люковых закрытий, такелажа, мерительных, воздушных и приемных труб.

Служба ТЭ судна обеспечивает техническую эксплуатацию судна в целом и поддержание его технического состояния. Общее руководство осуществляет старший механик, являющийся заместителем капитана по вопросам ТЭ. На него возложены ответственность за планирование и выполнение работ по ТО судна, рациональное расходование средств и СЗЧ, материально-техническое снабжение и ремонт, правильное ведение всей судовой документации по ТЭ, техническое состояние судна, составление ведомостей на ремонт судна. Старший механик по согласованию с капитаном устанавливает состав и численность службы ТЭ раздельно для ходового и стояночного режимов работы судна.

Старший помощник ведет учет технического состояния корпуса и устройств, готовит ремонтные ведомости по корпусной части, участвует в приеме работ по ТО и ремонту, предъявляет корпус судна и устройства освидетельствованию Регистром.

Основная цель создания на судах службы технической эксплуатации состоит в концентрации всех сил, осуществляющих поддержание технического состояния всего судна под одним функциональным начальником – старшим механиком. Такая структура особенно эффективна, в случае совмещения профессий рядового состава, так как значительно упрощается перемещение работников с палубы в машину и обратно, в зависимости от условий плавания и технической необходимости. Однако, в соответствии с требованиями ПДМНВ-78/95, у каждого моряка должен быть диплом, подтверждающий его компетентность и позволяющий ему занимать соответствующую должность. В то же время в конвенции отсутствуют требования к компетенции моряка, совмещающего должности вахтенного матроса и вахтенного моториста, а это приводит к необходимости наличия у моряка двух дипломов, если судоходная компания использует его труд на палубе и в машине.

Независимо от структуры управления, принятой в компании, при распределении СК и СТС по заведованиям обычно придерживаются традиционного деления, излагаемого в уставах судоходных компаний. Так, за 2-м механиком закреплено машинное отделение (МО) как часть корпуса судна, румпельное помещение, а также главный двигатель с системами, валопровод, дейдвудное устройство, винт, все балластные и водоотливные системы, системы пожаротушения, аварийно-спасательное оборудование МО, рулевая машина, холодильная установка и установка кондиционирования воздуха.

В заведование 3-го механика теплохода входят вспомогательные и аварийные двигатели, воздушные компрессоры, воздухохранители, топливная система. На паровых судах в его заведовании находится котельная установка с ее системами, опреснительная установка, система обогрева танков и помещений.

За 4-м механиком закрепляются палубные механизмы, вспомогательный и утилизационный котлы с их системами, общесудовые системы, опреснительная установка, система обогрева помещений и танков, установка биологической обработки сточных вод.

В заведование электромеханика входят все судовое электрооборудование, электрическая часть систем автоматизации и защиты, средства внутрисудовой связи, источники питания электрорадионавигационных устройств.

За 2-м помощником капитана обычно закреплены грузовые устройства и внутритрюмное оборудование, включая вентиляцию и механизацию. В заведовании 3-го помощника находятся штурманские, навигационные и гидрометеорологические приборы, морские карты, штурманские руководства, радионавигационные приборы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: