double arrow

ВОПРОС 9: Государственный бюджет, налоги, бюджетный дефицит, государственный долг. Фискальная политика

ОТВЕТ:

Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджет – форма образования, расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Они необходимы для успешной реализации финансовой политики государства. Цель их: создание общегосударственных фондов денежных средств, эффективное их использование. На основе бюджета планируются расходы и доходы государства.

Взаимосвязь отдельных звеньев бюджетной системы, организацию и принципы её построения принято называть бюджетным устройством.

Построение бюджетной системы базируется на федеративном устройстве государства, определенным конституцией РФ, государственной, управленческом и общественной структуре РФ. Бюджеты разных уровней являются финансовой основой государственных и муниципальных органов власти и управления.

Принципы бюджетного устройства:

1. Единство бюджетной системы РФ

1. Самостоятельность бюджетов

2. Полнота отражения доходов и расходов бюджета

3. Эффективность и экономность использования бюджетных средств

4. Общее совокупное покрытие расходов бюджета

5. Гласность, достоверность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств.




Бюджетная система страны.

Бюджетная система страны состоит из:

I уровень – федеральный бюджет (Правительство РФ)

II уровень – бюджеты субъектов РФ (области, края, республики в составе РФ, городские бюджеты, бюджеты г. Москвы и С. - Петербурга)

III уровень – местные бюджеты (городские, районные, посёлков, сельские).

Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, через использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, через взаимодействие бюджетов всех уровней.

Бюджетный процесс – утвержденная законом деятельность организационной власти по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов. Вопросами составления и исполнения бюджетов занимается исполнительная власть, а рассмотрение и утверждение – законодательная.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование. Это частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Бюджетное регулирование осуществляется в различных формах: - передача части закрепленных налогов законодательством доходов с одного уровня бюджетной системы на другую; - выделение дотаций, субвенций и субсидий.



Дотация – безвозмездная, безвозвратная передача денежных средств из вышестоящего – нижестоящему бюджету для погашения дефицита бюджета.

Субвенция - безвозмездная, безвозвратная передача денежных средств из вышестоящего – нижестоящему бюджету на финансирование целевого мероприятия.

Субсидия – при долевом участии.

В структуре бюджетных классификаций выделяют:

1. функциональная структура расходов бюджета

2. ведомственная структура расходов бюджета

3. экономическая структура расходов бюджета

{1} – выполняет задачи целевого и адресного распределения бюджетных средств. Расходы могут быть: текущие, капитальные, направляющиеся на инвестиционные нужды и прирост запасов.

{2} – определяет кому, сколько и на какие цели выделяется ресурс из федерального бюджета.

{3} – ограничивает затраты по направлению расходования (оплата труда, капитальные вложения и т.д.).

Бюджеты могут формироваться за счет собственных доходов и бюджетного регулирования.

Консолидированный бюджет РФ представляет собой федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Этот бюджет используется для свода статистических показателей и анализа показателей бюджетной системы, в частности, при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов Федерации.

Рис. 1. Бюджетная система РФ

Бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Федерации

Бюджет муниципального образования и бюджеты других муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет муниципального образования.

Показатели консолидированных бюджетов используют:

ü Для анализа формирования доходов и использования расходов бюджетов регионов

ü При разработке прогнозов экономического и социального развития государства, регионов, субъектов Федерации

ü При финансовом планировании, состоянии балансов при разработке планов доходов и расходов бюджетов

ü При разработке нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ

ü Для определения степени централизации финансовых ресурсов, отражаемых в федеральном бюджете государства.

1. Классификация расходов бюджета:

1. – по своей роли в процессе воспроизводства

2.- по функциональному значению

1. По своей роли в процессе воспроизводства – это затраты связанные с финансированием материального производства и содержание не производственной сферы

2. Расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, оборона страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие НТП, а так же по обслуживанию государственного долга.

Экономическая классификация:






Сейчас читают про: