От 06.12.2011 N 402-ФЗ

С 1 января 2013 года

ФЗ «О бухгалтерском учете»

Принят

Государственной Думой

22 ноября 2011 года

Одобрен

Советом Федерации

29 ноября 2011 года

Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом;

2) уполномоченный федеральный орган - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

3) стандарт бухгалтерского учета - документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета;

4) международный стандарт - стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта;

5) план счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета;

6) отчетный период - период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность;

7) руководитель экономического субъекта - лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа;

8) факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств;

9) организации государственного сектора - государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта.

Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

1) факты хозяйственной жизни;

2) активы;

3) обязательства;

4) источники финансирования его деятельности;

5) доходы;

6) расходы;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению.

Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику.

Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

3. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.

4. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

5. Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.


2. Принципы (допущения, правила и требования) ведения бухгалтерского учета: их содержание и назначение в соответствии с российскими и международными стандартами учета.

В ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положении по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ определены следующие принципы ведения бухгалтерского учета:

1. Учет объектов учета осуществляется в российских рублях и на русском языке;

2. Основанием для бухгалтерских записей служат первичные документы;

3. Для систематизации и накопления содержащейся в первичных документах информации используются учетные регистры;

4. Денежное (стоимостное) выражение для учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, т. е. их оценка;

5. Обязательное проведение инвентаризаций с отражением в учете результатов;

6. Соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики;

7. Применение способа двойной записи в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета.

Применительно к бухгалтерскому учету с целью подчеркнуть разницу между базовыми и основными принципами принято использовать термины «допущения» и «требования», считая «допущения» базовым принципом, предполагающим определенные условия, создаваемые организацией при постановке бухгалтерского учета, которые не должны меняться, а «требования» - основным принципом, означающим соблюдение принятых правил организации и ведения бухгалтерского учета.

Перечень и краткая характеристика допущений

и требований, применяемых в бухгалтерском учете

Наименование Определение
Допущения
Имущественной обособленности Имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственников этой организации и других организаций
Непрерывности деятельности Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке
Последовательности применения учетной политики Выбранная организацией учетная политика применяется последовательно, от одного отчетного года к другому
Временной определенности фактов хозяйственной деятельности Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами
Требования
Полноты Отражение в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности
Своевременности Отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете по мере их совершения
Осмотрительности Большая готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов
Приоритета содержания перед формой Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования
Непротиворечивости Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данных синтетического и аналитического учета
Рациональности Рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности

3. Бухгалтерский баланс: значение, функции, структура построения. Виды балансов.

Способом обобщения и группировки средств организации является бухгалтерский баланс.

Баланс – это двусторонняя таблица. Левая сторона называется Актив и показывает средства организации по их составу, а правая сторона называется Пассив и показывает источники образования средств.

Актив и пассив имеют несколько разделов. Каждый раздел объединяет определенные статьи. Статья баланса – это экономически однородная группа средств или источников, показанная общей суммой.

Баланс составляется в денежном выражении на какую либо дату, как правило, на 1 число. Отчетными являются балансы:

за 1 квартал – по данным на 31марта,

за полугодие – на 30 июня,

за 9 месяцев – на 30 сентября,

годовой – на 31 декабря.

В переводе с латинского слово «баланс» означает «равенство весов», «равновесие», поэтому обязательно должно соблюдаться равенство суммы всех статей актива и суммы всех статей пассива баланса. Это равенство обеспечивается тем, что и в активе и в пассиве размещены одни и те же средства, только в разной группировке.

В настоящее время организации составляют баланс – нетто. В нем основные средства и нематериальные активы показываются по остаточной стоимости, т.е. за вычетом начисленной амортизации, товары – без торговой наценки, финансовые вложения за вычетом резервов под обесценение вложений в ценные бумаги, задолженность покупателей – скорректированная на резерв по сомнительным долгам, а уставный капитал – за вычетом стоимости выкупленных акций, долей.

Данные бухгалтерского баланса необходимы для контроля за наличием, структурой и состоянием средств и источников организации, для анализа финансового состояния, платежеспособности, показателей ликвидности.

Существуют такие виды балансов:

- вступительный (организационный)- открывает ведение бухгалтерского учета

- санируемый- составляют в тех случаях, когда предприятие приближается к банкротству

- ликвидационный - отличается от других балансов иной оценкой статей. Статьи баланса оцениваются по стоимости возможной реализации, которая может быть ниже, чем первоначальная балансовая стоимость.

- периодический - квартальный

- годовой и др.


4. Счета бухгалтерского учета: их назначение, строение и характеристика. Двойная запись и корреспонденция счетов.

Для регистрации изменений, происходящих в балансе под влиянием хозяйственных операции, на каждую экономически однородную группу средств или источников открывается свой счет. Счет – это двусторонняя таблица, левая сторона которой называется Дебет (Д-т), а правая – Кредит (К-т).

Любой счет может иметь остатки и обороты. Остаток (сальдо) счета показывает наличие средств или источников, учитываемых на счете, на конкретную дату. Как правило, остатки подсчитываются на 1число месяца. Сумма проведенных операций по дебету или кредиту без учета остатка – это оборот счета. Обороты бывают дебетовые и кредитовые.

Счета подразделяются на активные, пассивные и активно-пассивные.

Активные счетапредназначены для учета средств организации по составу. Остатки активных счетов могут быть только по дебету и отражаются в активе баланса. Операции, увеличивающие средства, записываются в дебет активного счета, а уменьшающие – в кредит. Конечный остаток активного счета определяется по формуле:

Сальдо по дебету на начало месяца + оборот по дебету – оборот по кредиту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: