Вопрос 8: государственный сектор экономики

ОТВЕТ:

Государственное регулирование экономики – процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

Государственное регулирование сложилось после самого глубокого кризиса 1929 -1933г («Великая депрессия»).

Основные направления государственного регулирования являются:

§ Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма.

На государство возлагается задача по защите прав потребителей, действующих на рынке.Д/ нормального осуществления экономической деятельности субъекты должны быть защищены законодательно.

Прежде всего, должны быть обеспечено право собственности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, опасается ее отчуждения и ограничения своего права на нее и не сможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал.

Важную роль в правовом обеспечении имеет государственное противодействие неограниченной власти монополии. Большое значение имеет законодательство о защите прав потребителей. Принимается серьезные санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм и т.п. Также разработаны законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других отраслей экономики.

§ Производство общественных товаров.

Рынок в отдельных случаях оказывается неспособным обеспечить производство отдельных товаров – так называемых общественных товаров. К числу таких товаров относятся национальная оборона, охрана общественного порядка, услуги пожарных, освящение улиц, маяки, регулирование паводков и т.д.

Все эти блага характеризуется принципом неисключаемости потребления. Это означает, что выгоды от общественных благ могут получать люди, которые не несли никаких издержек на их производство и не участвовали в их оплате. При этом трудно найти дешевый способ отделения неплательщиков от тех, кто оплатил потребление такого рода благ. Поскольку принцип исключения здесь не применим и все больше надеются получить общественное благо бесплатно, то не было бы и стимулов у частного бизнеса создавать эти блага. Таким образом, рыночная система не выделяет ресурсов на производство общественных благ. Государство финансирует подобные сферы из бюджетных средств.

§ Компенсация внешних издержек.

В ряде случаев, рыночная система сталкивается с так называемыми внешними эффектами (экстерналиями), которые представляют собой издержки и выгоды, связанные с производством или потреблением благ, но выпадающие на долю лиц, не являющимися участниками данной рыночной сделки. Эти эффекты не находят на рынке адекватной денежной оценки поскольку они направлены на третьих лиц и, следовательно, никак не отражаются в цене этого блага.

Существуют отрицательные внешние эффекты и положительные внешние эффекты.

Отрицательные экстерналиями возникают в том случае, когда производство или потребление какого-либо блага порождает некомпенсируемые издержки у третьей стороны. Классическим примером отрицательный внешних эффектов является загрязнение окружающей среды. Производитель, загрязнял атмосферу ядовитым дымом или, спуская промышленные стоки в реку, как бы переносит часть издержек, непосредственно связанных с производством данного товара, на население, но никак их не компенсирует. В этом случае фактические затраты производителя, учитываемые в цене, оказываются меньше полных издержек с учетом отрицательных последствий загрязнения.

Графически это выглядит так: если некомпенсируемые издержки составляют величину товара, кривая фактического предложения S двигается вправо, но отношению к кривой Sт, который включает все издержки. Реальный равновесный объем производства Qе оказывается больше оптимального уровня Q0, а равновесная цена Ре – оптимальной цены Р0.

 
 

Существует два основных способа минимизации отрицательных экстерналий.

I способ – принятие административных мет по отношению к тем, кто вызывает отрицательные экстерналии.

На государство возлагается осуществление контроля за отрицательными внешними эффектами с применением административно-командных мер, ГК, штрафных санкций, рыночных лицензий на выброс отходов до определенного уровня загрязнения окружающей среды.

Рынок прав на причинение внешних издержек государственные лицензии выступают объектом купли – продажи на рынке.Загрязнители, купившие такие лицензии, но сократившие на период их действия вредные выбросы может остаток загрязнений по лицензии продать на рынке, а они полностью освобождаются от сбросов отходов, то они могут продать лицензию тем, кто не укладывается в разрешенные нормы выброса.

II способ – косвенный метод борьбы через налоговую сферу. Суть его заключается в том, что производители, являющиеся основными виновниками возникновения отрицательных внешних экстерналий, облагаются налогами, что заставляет их в определенном смысле менять свое поведение.

 
 

Кроме отрицательных рынок сталкивается и с проблемой положительных внешних эффектов, когда производство или потребление какого-либо блага, порождают некомпенсируемые выгоды у третьей стороны. Например, услуги здравоохранения или образования приносят выгоду не только тем, кто эти услуги непосредственно получает и оплачивает, но и обществу в целом. А это значит, что предельная полезность данного блага с точки зрения общества выше, чем предельная полезность с точки зрения индивидуума, оплачивающего это благо. Другими словами, рынок в денежной форме как бы недооценивает полезность этого блага, а, следовательно, и не доплачивает за него. Графически это выглядит так.

Кривая реального спроса Д занижает общую сумму выгод, получаемых обществом от потребления данного блага (которая показана кривой Дт). В результате равновесий объем предложения Qe и равновесная цена Ре оказывается меньше, чем оптимальный объем Q0 и оптимальная цена Р0. таким образом, при наличии положительных внешних эффектов рынок направляет на производство заданного блага ресурсы в недостаточном количестве.

Государство поощряет возникновение положительных эффектов. В этих целях проводится субсидирование. Если субсидия предоставляется потребителю, то он сможет платить более высокую цену и это повысит спрос на данное благо. Если субсидия предоставляется производителю, то снижается его издержки, а это увеличивает доступность блага, и так же увеличивает спрос на него. Государство субсидирует образование, здравоохранение, различные благотворительные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывают не только непосредственные получатели блага, но и общество в целом: ведь чем больше здоровых, образованных и культурных людей в обществе, тем больше предпосылок для развития имеет такое общество.

§ Стабилизация макроэкономических колебаний.

§ Государственное регулирование рынка труда.

Оно нацелено главным образом на сокращение безработицы и обеспечение высокого уровня занятости самодеятельного населения, а также на достижение соответствия предложения рабочей силы спросу на нее.

Государство также содействует общему и профес-сиональному образованию при подготовке рабочей силы в достаточном для рынка труда количестве и нужной квалификации.

§ Содействие НИОКР.

Государство играет ключевую роль в финансировании и организации высшего образования, поскольку только высокий его уровень может обеспечить экономическое построение системы НИОКР.

1. Административно-правовые средства.

Эти средства нацелены на формирование основ экономического строя. Например, dсе страны с развитой рыночной экономикой обладают весьма многогранным хозяйственным правом. Ведущую роль в хозяйственном праве страны с развитой рыночной экономикой играют, в деталях регулирующие даже мелкие вопросы хозяйственной жизни. В целом в законодательстве ПРС особенно четко прописаны вопросы имущественных (владение, пользование, распоряжение, наследование, аренда, залог, банкротство и др.), рыночных (права и обязанности продавцов и покупателей, условие конкуренции, противодействие олигополии и монополии) и налоговых отношений.

К административным средствам относятся, прежде всего, различного рода разрешения (в том числе в форме соответствующих лицензий) и запреты. Также к ним относятся различного рода стандарты и нормы, которые не редко находятся на стыке экономики, техники и экологии (например, максимально допустимые нормы содержания тех или иных вредных веществ в пищевых продуктов или выбросов вредных веществ в атмосферу, окружающую среду и т.д.).

Наряду с административно-правовыми используются и экономических средства: финансовые, денежно-кредитные, государственная собственность и т.д.

Государственные финансы

Государственные средства – это средства связанные с форми-рованием и использованием госбюджета и централизованных фондов социального страхования. Эти средства активно применяются д ля сглаживания циклических колебаний. Средства расходных статей государственного бюджета используются для предоставления частному бизнесу субсидий, льготных займов и гарантий по частным кредитам с целью стимулирования предпринимательской деятельности и соответственно экономического роста. Эти средства служат также источником закупок промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Денежно-кредитные инструменты

К ним относятся: маневрирование учетной ставкой; применение нормы обязательных резервов; операции на открытом рынке.

При помощи денежно-кредитной политики государство через центральный банк влияет на объем денежной и кредитной массы, величину ссудного процента и тем самым – на темпы и пропорции воспроизводства капитала.

2. Социальная политика

Социальная политика направлена на решение следующих задач:

§ Стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;

§ Сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов;

§ Поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов;

§ Развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).

Социальная политика направлена также на ослабление дифференциации доходов и имущества.

Важней задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения), социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет целью поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

Социальные трансферты – это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом.

Государство, организуя через бюджет перераспределения доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормально воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центральных и местных бюджетов, а также размером налогового обложения доходов.

Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к росту бюджетного дефицита. Наличие социальных расходов госбюджета ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающихся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменение цен, устанавливаемых рынком, например цен фермерам и введением минимальных ставок зарплаты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: