Фискальная политика государства

Фискальная политика представляет собой налогообложение и государственные расходы с целью сглаживания циклических коле­баний и обеспечения устойчивого экономического роста в услови­ях высокой занятости и низкой стабильной инфляции.

Стимулирующая фискальная политика (фискальная экспансия) в краткосрочном периоде направлена на стимулирование деловой активности в целях преодоления циклического спада путем увели­чения государственных расходов, снижения налогов или комбина­цией этих мер. В долгосрочном периоде снижение налогов может привести к стабильному повышению темпов роста экономики, упрочению ее экономического потенциала.

Сдерживающая фискальная политика (фискальная рестрикция) имеет целью в краткосрочном периоде предотвращение перегрева экономики. Она предполагает снижение государственных расходов и усиление налогового пресса, что позволяет снизить темпы экономического роста и темпы инфляции спроса. В долгосрочном периоде указанные меры могут привести к развертыванию стагфляции, т.е. спаду производства и росту безработицы при ускорении инфляции.

Фискальная политика в краткосрочном периоде сопровождается эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Анализ фискальной политики государства базируется на использовании модели кейнсианского креста, т.е. дальнейшие рассуждения строятся на основе предположения, что экономика находится в равно­весии, когда реальные расходы равны планируемым. ВНП рассчитывается по расходам и по доходам. Следовательно, Y в модели (рис. 2) равен не только совокупным доходам, но также реальным расходам на товары и услуги.

Государственные расходы являются элементом совокупных рас­ходов. Их увеличение означает рост планируемых расходов при данном уровне дохода. При росте государственных расходов на ΔG, кривая планируемых расходов сдвигается вверх на ΔG, а равновесие смещается из точки А в точку В. Фискальная политика производит мультипликативный эффект, который порождается тем, что рост государственных расходов увеличивает доход, что в свою очередь вызывает рост потребления, которое увеличивает доход.

Коэффициент, который показывает, на сколько возрастает равновесный доход в ответ на увеличение государственных расходов на единицу, называется мультипликатором государственных расходов. Его можно представить следующим образом:

где mg — мультипликатор государственных расходов; ΔY — прирост дохода;

ΔG — прирост государственных расходов, вызвавший данный при­рост дохода.

Рис. 2. Рост государственных расходов в модели кейнсианского креста

Чтобы ответить на вопрос о том, какие факторы определяют ве­личину мультипликатора государственных расходов, следует рассмотреть подробнее механизм мультипликативного эффекта.

Государство расходует средства на социальные и хозяйственные нужды. Увеличение потребления в свою очередь вызывает рост рас­ходов и дохода, поскольку производство реагирует на увеличение емкости рынка расширением производства и предложения товаров, что вызывает рост доходов у производителей. Последний порождает увеличение потребления, которое дает дополнительный импульс для дальнейшего расширения производства товаров и услуг, а, зна­чит, для роста доходов производителей и т.д. В результате мультип­ликативного эффекта происходит нарастание величины равновес­ного дохода, которое по сумме превысит увеличение государствен­ных расходов.

Рост государственных расходов на ΔG означает увеличение дохода также на ΔG. Последнее увеличивает потребление на МРС • ΔG, где МРС — предельная склонность к потреблению. Данное увели­чение потребления сопровождается адекватным возрастанием до­хода на МРС • ΔG, что в свою очередь увеличивает потребление на МРС ΔG ΔGи т.д.

Совокупный мультипликативный эффект можно сформулировать следующим образом: увеличение дохода, вызванное ростом государственных расходов, равно сумме изменений потребления, вызванных уве­личением дохода.

Алгебраические преобразования данного положения позволяют записать мультипликатор как Δ Y/ ΔG= 1/(1 — МРС).

Коэффициент 1/(1 — МРС) имеет универсальный характер в том смысле, что представляет собой мультипликатор, показывающий, насколько возрастает равновесный уровень дохода в результате увеличения не только государственных, но любых автономных расхо­дов на единицу. Предельная склонность к потреблению является фактором, определяющим величину мультипликатора.

Рис. 3. Уменьшение налогов в модели кейнсианского креста

Изменение налогов влияет на равновесный доход. Снижение налогов на Δ Т ведет к увеличению потребления на Δ С — МРС • Δ T, т.е. при снижении налогов потребление уменьшается не на всю ве­личину данного снижения, а только на его часть, определяемую величиной предельной склонности к потреблению, которая выра­жает долю потребления в приросте дохода.

Поэтому кривая планируемых расходов сдвигается вверх на ве­личину МРС • ΔТ, и равновесие смещается из точки А в точку В, а равновесный объем производства возрастает с Y1 до У2 МРС • Δ Т дает мультипликативный эффект увеличения дохода. Сила данного эф­фекта выражается налоговым мультипликатором, который показыва­ет величину изменения совокупного дохода в ответ на изменение налогов на одну единицу. Его можно представить как mt= Δ Y/ Δ Т.

Механизм налоговой мультипликации представляет собой мно­гократную реакцию потребления на однократное изменение налогов. Вкратце его можно описать следующим образом. При сниже­нии налогов располагаемый доход растет, вследствие чего увеличи­ваются и совокупные расходы. Адекватный рост совокупного дохо­да порождает увеличение потребления и т.д.

Налоговый мультипликатор с учетом предельной ставки налого­обложения принимает вид:

Чем ниже ставка налогообложения, тем больше мультиплика­тивный эффект. Поэтому прогрессивная система налогообложения, при которой по мере роста доходов возрастают налоговые отчисле­ния в бюджет, снижает действие мультипликативного эффекта.

Налоговый мультипликатор можно также выразить через муль­типликатор государственных расходов следующим образом:

Уже сама форма записи свидетельствует о том, что мощность налогового мультипликатора ниже мощности мультипликатора го­сударственных расходов, поскольку предельная склонность к по­треблению, выражая долю потребления в приросте доходов, всегда меньше единицы.

Причина меньшей мощности налогового мультипликатора за­ключается в том, что изменения в объеме налоговых поступлений оказывают мультипликативный эффект на динамику равновесного объема производства только в пределах изменений объема потреб­ления, ограниченного предельной склонностью к потреблению, то­гда как вся величина изменения государственных расходов дает множительный эффект.

Следовательно, при одинаковом увеличении государственных расходов и налоговых поступлений разнонаправленные мультипли­кативные эффекты компенсируют друг друга лишь частично, по­скольку мультипликатор государственных расходов, при прочих равных условиях, обладает большей мощностью, что вызывает рост равновесного объема производства. Учет мощностей мультиплика­торов позволяет выбрать оптимальное соотношение динамики госу­дарственных расходов и налогов.

Рассмотрим особый вариант фискальной политики, при кото­ром происходит расширение сбалансированного бюджета при уве­личении налогов и правительственных расходов на одинаковую ве­личину. При этом получается эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета. Его экономический смысл состоит втом, что прирост правительственных расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогов, ведет к увеличению рав­новесного объема производства.

Итак, равновесный объем производства изменяется в результате действия двух разнонаправленных эффектов: эффекта роста государственных расходов и эффекта увеличения налогов. Прирост государственных расходов приводит непосредственно к увеличению совокупного спроса на всю величину данного прироста. Рост совокупно­го спроса вызывает адекватное увеличение объема производства. Го­сударственные расходы имеют прямое воздействие на величину со­вокупных расходов и соответственно на объем производства.

Прирост налогов, равный по величине приросту государствен­ных расходов, сокращает уровень совокупного спроса на гораздо меньшую величину, поскольку оказывает косвенное воздействие на совокупные расходы посредством изменения располагаемого дохода и через него — на величину потребления. В результате одновремен­ного действия указанных эффектов объем производства возрастает, поскольку изменение государственных расходов сильнее воздейст­вует на совокупные расходы, чем изменение налогов.

При неизменном данном уровне инвестиций мультипликатор сбалансированного бюджета будет равен единице. Иными словами, финансируемое за счет налогов увеличение государственных расхо­дов имеет единичный мультипликативный эффект. Формализованно это можно выразить следующим образом:

Равновесный объем производства увеличится ровно на величину прироста государственных расходов.

Пример действия мультипликатора сбалансированного бюджета. Пусть объем государственных закупок возрастет на 100 единиц. Налоги увеличатся на такую же величину. Предельная склонность к потреблению составляет 0,75. Прирост государственных расходов вызывает увеличение непосредственно совокупного спроса на 100 единиц. Одновременно происходит прирост налогов на 100 единиц, который вызывает сокращение также на 100 единиц, но не совокупного спроса, а располагаемого дохода. Что касается совокуп­ного спроса, то он сократится только на 75 единиц, т.е. на величину, равную произведению величины сокращения располагаемого дохода и придельной склонности к потреблению (100 • 0,75).

Под воздействием роста государственных расходов совокупный спрос при первоначальном равновесном уровне доходов увеличится на 100 единиц. Снижение его под воздействием увеличения налогов произойдет только на 75 единиц. Поэтому при исходном уровне доходов прирост совокупного спроса составит 25 единиц.

Прирост равновесного объема производства равен величине мультипликатора государственных расходов (предположим, что он равен 4), умноженной на сумму прироста совокупного спроса при исходном равновесном уровне производства продукции, составляющем 1000 единиц. Новый равновесный уровень доходов соста­вит при этом 1000 + (4 • 25) = 1100.

Таким образом, под воздействием одинакового увеличения го­сударственных расходов и налогов на 100 единиц равновесный объ­ем производства возрос на 100 единиц, а объем выпуска продукции — на величину прироста государственных расходов.

Когда речь идет о мультипликаторе сбалансированного бюдже­та, не предполагается отсутствие бюджетного дефицита или профи­цита. Имеется в виду всего лишь сбалансированное изменение в доходной и расходной частях бюджета. Иначе говоря, должно со­храняться равенство:

где Δ T — все изменения доходов бюджета;

ΔG— все изменения его расходов.

Тот факт, что мультипликативный эффект от государственных расходов сильнее, чем от изменения налогов, определяет характер выбора инструментов фискальной политики. При ее ориентации на расширение государственного сектора в целях снижения амплитуды циклического спада используется увеличение государственных рас­ходов, тогда как для сглаживания подъема повышаются налоги. Ес­ли фискальная политика преследует цель сжатия государственного сектора, то для выведения экономики из циклического спада госу­дарство прибегает к снижению налогов, тогда как в фазе инфляци­онного подъема во избежание перегрева экономики снижаются государственные расходы.

Дискреционная фискальная политика представляет собой манев­рирование налогами и государственными расходами путем приня­тия правительством специальных решений в целях воздействия на реальный объем национального производства, уровень занятости и темп инфляции.

Если происходит увеличение государственных расходов без по­вышения налогов, то эффект данного увеличения аналогичен эф­фекту от роста инвестиций, поскольку возникает мультипликативное воздействие на равновесный уровень национального производ­ства. Дело в том, что государственные расходы так же, как и инвестиции, не зависят непосредственно от объема национального про­изводства и не влияют на функцию потребления. Увеличение госу­дарственных расходов сопровождается бюджетным дефицитом. Го­сударство вынуждено идти на дефицитное финансирование, какправило, в целях преодоления спада или депрессии.

Последствия от уменьшения налогов без со­кращения государственных расходов. В этом случае также будет иметь место мультипликативное воздействие на размер националь­ного производства, но в меньшей степени, чем при увеличении го­сударственных расходов. В этом случае также будет иметь место бюджетный дефицит, вызванный сокращением налогов.

Если сравнить оба случая под углом зрения эффективности воздействия на объем национального производства, то первый — предпочтительнее. В период спада увеличение государственных рас­ходов оказывает более ощутимое антикризисное воздействие на экономику, чем снижение налогов. «Новый курс» Рузвельта в США, основанный на кейнсианских рекомендациях, который пре­дусматривал, в частности, организацию общественных работ на ос­нове роста государственных расходов в целях борьбы с массовой безработицей, оказался гораздо эффективнее попыток сбалансиро­вать бюджет в условиях кризиса. В Германии такая попытка в период «Великой депрессии» резко ухудшила экономическую ситуацию, что, в частности, способствовало приходу к власти фашизма.

Дискреционная фискальная политика является действенным инструментом антициклического регулирования. В период подъема проводится сдерживающая, или рестриктивная, политика, направ­ленная на сдерживание экономической активности, а в период спада — стимулирующая, или экспансионистская, политика, способст­вующая повышению уровня экономической активности, сопровож­дающаяся ростом бюджетного дефицита.

Вместе с тем дискреционная фискальная политика имеет опре­деленные ограничения. Финансирование государством строительст­ва новых дорог, школ, больниц и т.д. ведет к созданию новых ра­бочих мест и сокращению безработицы. Но временной лаг от мо­мента принятия решения о выделении средств на данные цели до момента полной реализации этих расходов, получения людьми ра­боты, может составить годы.

Требуется разработка планов, получение разрешения на реали­зацию проектов у экологических служб, приобретение земельных участков, строительство новых зданий и т.д. Это значит, что круп­номасштабные государственных программы, в частности программы общественных работ, могут быть эффективны в условиях глубо­ких и затяжных кризисов и депрессий. Если спад окажется корот­ким, то реализация проекта общественных работ может прийтись на период подъема экономики и усилить ее «перегрев».

Подобные недостатки имеют место и при манипулировании на­логами. Проекты о налогообложении достаточно долго обсуждаются и утверждаются. Предложения о повышении налогов воспринима­ются экономическими субъектами чаще всего негативно, поэтому политики, выступающие с данными предложениями, рискуют про­играть на выборах. Если экономические субъекты предполагают, что снижение налогов носит временный характер, то их реакция на данное снижение может быть незначительной, а поэтому антицик­лический эффект от снижения налогов будет меньше ожидаемого.

Дискреционную форму фискальной политики дополняет ее не­дискреционная форма, основанная на действии встроенных стабили­заторов, обеспечивающих автоматическое увеличение поступлений в государственный бюджет в период роста экономики, автоматиче­ское сокращение данных поступлений в период спада. Основные встроенные стабилизаторы — это автоматические изменения нало­говых поступлений и трансфертных платежей.

В отличие от дискреционной фискальной политики, которая предполагает целенаправленные действия правительства при измене­нии экономической ситуации с целью достижения стабилизационно­го эффекта, недискреционная фискальная политика способствует обеспечению данного эффекта, автоматически. Она предполагает гибкое изменение интенсивности налоговых поступлений и потоков трансфертных платежей в зависимости от постоянно меняющейся под влиянием циклических колебаний экономической ситуации. В фазе подъема, по мере увеличения объема национального производ­ства налоговые поступления возрастают, особенно если в экономике действует прогрессивная система налогообложения. Увеличиваются также акцизы и налоги на добавленную стоимость.

При спаде в экономике налоговые поступления в бюджет со­кращаются, а интенсивность потоков трансфертных платежей уве­личивается. Данная гибкая система регулирования налоговых по­ступлений и трансфертных платежей оказывает непосредственное стабилизирующее воздействие на совокупный спрос.

В качестве примера трансфертных платежей можно привести пособие по безработице, которое человек начинает получать вскоре после увольнения. Когда он вновь находит работу, пособие переста­ет выплачиваться. Пособие по безработице способствует стабили­зации доходов и поэтому является антициклическим регулятором.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: