Сущность и значение двойной записи на счетах. Схема активного счета +Сальдо Операции, увеличивающие средства Операции, уменьшающие средства

Дебет Кредит

Схема пассивного счета

Дебет Кредит

Схема активного счета

+Сальдо  
Операции, увеличивающие средства Операции, уменьшающие средства
+Оборот Оборот -
=Сальдо  

Пассивные счетапредназначены для учета источников образования средств. Они могут иметь только кредитовый остаток, который отражается в пассиве баланса. Операции, увеличивающие источники образования средств, записываются в кредит пассивного счета, а уменьшающие – в дебет. Остаток на конец месяца пассивного счета определяется по формуле:

Сальдо по кредиту на начало месяца + оборот по кредиту – оборот по дебету.

  Сальдо +
Операции, уменьшающие источники Операции, увеличивающие источники
- Оборот Оборот +
  Сальдо =

Активно-пассивные счета в основном применяются для учета расчетов. По одному счету может быть одновременно и дебиторская и кредиторская задолженность, т.е. сальдо и по дебету и по кредиту. Такие остатки называются развернутыми. Получить их расчетным путем нельзя, они берутся по данным аналитического учета в разрезе каждого дебитора и кредитора. Перед записью в главную книгу и баланс проводится проверка развернутого сальдо по формулам:

1. Сальдо на конец месяца по дебету = сальдо по дебету на начало месяца + оборот по дебету + сальдо на конец месяца по кредиту – оборот по кредиту – сальдо по кредиту на начало месяца

2. Сальдо на конец месяца по кредиту = сальдо по кредиту на начало месяца + оборот по кредиту + сальдо по дебету на конец месяца – оборот по дебету – сальдо по дебету на начало месяца.

Схема активно-пассивного счета

Дебет Кредит

Сальдо Сальдо
Увеличение дебиторской, уменьшение кредиторской задолженности Увеличение кредиторской, уменьшение дебиторской задолженности
Оборот Оборот
Сальдо: дебиторская задолженность Сальдо: кредиторская задолженность

К активно-пассивным счетам относится так же счет 99 «Прибыли и убытки», но сальдо этого счета не показывается развернуто, оно или кредитовое (прибыль) или дебетовое (убыток)

Любая хозяйственная операция, совершенная организацией, вызывает в балансе двойные изменения (А+А-, П+П-, А+П+, А- П-), поэтому операции записываются на счета дважды: один раз в дебет одного счета, второй раз – в кредит другого. Этот принцип называется двойной записью. Двойная запись обеспечивает равенство актива и пассива баланса, так как и по дебету и по кредиту счетов записывается одна и та же сумма. Двойная запись осуществляется с помощью корреспонденций.

Корреспонденция счетов – это определение счетов, участвующих в операции по дебету и кредиту. Текст, указывающий наименование или номер дебетуемого и кредитуемого счетов и сумму отражаемой хозяйственной операции, называется бухгалтерской проводкой. Номера и наименования счетов, участвующих в операции, определяются на основании Плана счетов, который разрабатывает и утверждает Минфин РФ.

Корреспонденции бывают простые и сложные. В простых участвуют два счета, а в сложных – три и более.

Примеры корреспонденций:

1. Получено в кассу с расчетного счета для выдачи заработной платы 70000 руб.

В этой операции участвуют два активных счета: 50 «Касса» и 51 «Расчетные счета», при этом касса увеличивается, а расчетный счет уменьшается.

Д-т 50 70000=

К-т 51 70000=

2. Удержан из заработной платы налог на доходы физических лиц 3000 руб.

В этой операции участвуют два пассивных счета: 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и 68 «Расчеты по налогам и сборам», при этом счет 70 уменьшается, а счет 68 увеличивается.

Д-т 70 3000=

К-т 68 3000=

3. Получен на расчетный счет краткосрочный кредит банка 160000 руб.

В этой операции участвует активный счет 51 «Расчетные счета» и пассивный счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам». Оба счета увеличиваются.

Д-т 51 160000=

К-т 66 160000=

4. Выдана из кассы заработная плата 70000 руб.

В этой операции участвует активный счет 50 «Касса» и пассивный счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Оба счета уменьшаются.

Д-т 70 70000=

К-т 50 70000=

5. Получен авансовый отчет подотчетного лица по приобретенным: основным средствам 15000 руб., материалам 12000 руб., товарам16000 руб., итого 43000 руб.

В этой операции участвуют активные счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 41 «Товары» и 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Счета 08, 10, 41 увеличиваются, а счет 71 уменьшается.

Д-т 08 15000=

Д-т 10 12000=

Д-т 41 16000=

К-т 71 43000=


5. Метод бухгалтерского учета и его элементы.

Для изучения наличия и движения средств организации и источников их образования бухгалтерский учет применяет систему специальных приемов, которые в совокупности определяют метод бухгалтерского учета. Элементами метода являются:

6. Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Организации должны использовать унифицированные формы первичных документов, которые разрабатываются и утверждаются органами статистики.

7. Инвентаризация – проверка фактического наличия и состояния средств организации, источников их образования, расчетов и обязательств и определение правильности учетных записей

8. Оценка – объекты бухгалтерского учета должны быть выражены по стоимости, т. е. в денежной оценке. Для различных видов средств и источников существуют различные методы оценки. Например, основные средства оцениваются по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости, готовая продукция – по нормативным (плановым) ценам и фактической себестоимости и т.д.

9. Калькуляция – расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг) как по организации в целом, так и на единицу продукции (работ, услуг).

10. Счета и двойная запись – каждая операция отражается на счетах бухгалтерского учета путем двойной записи один раз – по дебету одного счета, и второй раз – по кредиту другого. Счета используются в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета.

11. Бухгалтерский баланс и отчетность. Бухгалтерский баланс – это система показателей, отражающая имущественное и финансовое положение организации по состоянию на определенную дату в денежном выражении, представляющая данные о хозяйственных средствах по составу, размещению и источниках образования. Баланс является основной, первой, формой бухгалтерской (финансовой) отчетности, в состав которой также входят: Отчет о прибылях и убытках (форма №2), Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4) и Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5).


6. Учет вложений во внеоборотные активы. Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» и его корреспонденция с другими счетами.

Долгосрочные инвестиции — это затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи. В качестве долгосрочных инвестиций не учитываются вложения в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций.

Долгосрочные инвестиции связаны с осуществлением:

- капитального строительства новых объектов, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих основных средств;

- приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов (или их частей) основных средств;

- приобретением земельных участков и объектов природопользования; приобретением и созданием активов нематериального характера (патентов, лицензий, программных продуктов, научно-исследова­тельских и опытно-конструкторских разработок, проектно-изыскательских работ и др.).

Долгосрочные инвестиции оцениваются по их завершении исходя из инвентарной стоимости законченных строительных объектов и приобретенных основных средств, созданных и приобретенных нематериальных активов.

Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций ведут на активном калькуляционном счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». На этом счете отражают инвестиции по их видам на специально открываемых субсчетах:

1 «Приобретение земельных участков»;

2 «Приобретение объектов природопользования»;

3 «Строительство объектов основных средств»;

4 «Приобретение отдельных объектов основных средств»;

5 «Приобретение нематериальных активов»;

По дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражают фактические затраты на строительство и приобретение соответствую­щих активов.

Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных и других активов, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 в дебет счетов 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 04 «Нематериальные активы» и др.

Сальдо по счету 08 отражает величину капитальных вложений организации в незавершенное строительство и приобретение основных средств и нематериальных активов. В сумме сальдо учитывается стоимость объектов недвижимости, не прошедших государственную регистрацию.

Аналитический учет по счету 08 ведется по каждому строящемуся или поступающему объекту.

Строительство объектов может осуществляться подрядным или хозяйственным способами.

При подрядном способе между подрядчиком и заказчиком заключается договор подряда на выполнение строительно-монтажных работ.

При выполнении строительных работ подрядным способом застройщик выступает в роли заказчика по отношению к подрядной строительной организации. Застройщик ведет учет затрат нарастающим итогом с начала строительства в разрезе отчетных периодов до ввода объектов в действие или полного производства соответствующих работ и затрат.

Сдача работ подрядчиком и приемка заказчиком оформляются актом, который подписывают обе стороны. Корреспонденция по учету строительства подрядным способом:

№ оп. Содержание операции Дебет Кредит
  Перечислен аванс подрядчику 60/авансы  
  Акцептован счет поставщика оборудования, требующего монтажа НДС    
  Подотчетным лицом оплачена доставка оборудования    
  Оборудование передано в монтаж    
  Оплачено поставщику оборудование   50, 51, 55-1
  Принят к зачету НДС, уплаченный поставщику оборудования    
  Акцептован счет подрядчика за выполненные строительно-монтажные работы НДС    
  Зачтен аванс, уплаченный подрядчику   60/авансы
  Объект принят в эксплуатацию по акту    
  Произведен окончательный расчет с подрядчиком    
  Начислен НДС на законченные строительно-монтажные работы    
  Зачтен НДС по строительно-монтажным работам (по результатам камеральной проверки)    

При хозяйственном способе застройщик самостоятельно организует строительное производство, объединяя при этом в одном юридическом лице и заказчика и подрядчика. В соответствии с Типовыми методическими рекомендациями строительным организациям предлагается вести учет затрат на производство строительных работ по следующим статьям расходов:

«Материалы»;

«Расходы на оплату труда рабочих»;

«Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов»;

«Накладные расходы».

Организация может, исходя из принятых объектов учета и экономической целесообразности, самостоятельно расширять номенклатуру статей на производство строительных работ.

Затраты по строительству учитываются на счете 08.

Корреспонденция по учету строительства хозяйственным способом.

№ оп. Содержание операции Дебет Кредит
  Начислена амортизация строительного оборудования    
  Передано в монтаж оборудование    
  Акцептован счет поставщика оборудования, не требующего монтажа НДС    
  Израсходованы на строительство материалы    
  Начислена заработная плата строительным рабочим    
  Начислены страховые взносы на зарплату    
  Акцептованы счета сторонних организаций за строительные услуги НДС   60,76 60,76
  Списывается часть расходов по управлению на строительное производство    
  Фактическая себестоимость законченных строительно-монтажных работ    
  Начислен НДС на выполненные СМР    
  Объект принят в эксплуатацию по акту    
  Зачтен НДС на уменьшение платежей в бюджет (при строительстве объектов производственного назначения)    

Фактические затраты на приобретение объектов собираются по дебету счету 08. Сюда включаются суммы, уплачиваемые:

- в соответствии с договором поставщику (продавцу)

- организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств,

а также:

- регистрационные сборы, государственные пошлины и иные аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением объектов

- таможенные пошлины

- невозмещаемые налоги

- вознаграждения посредническим организациям, через которые приобретаются объекты

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объектов.

Инвентарная стоимость земельных участков и объектов природопользования складывается из расходов по их приобретению, включая затраты по улучшению их качественного состояния, комиссионных вознаграждений и других платежей.

Затраты по строительству на приобретенных земельных участках различных сооружений учитывают отдельно от стоимости этих участков и по завершении работ по строительству сооружений определяют их стоимость при зачислении сооружений как отдельных объектов в состав основных средств.

Инвентарная стоимость нематериальных активов складывается из затрат по их приобретению и расходов по доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию.

Корреспонденция по учету приобретения основных средств

№ оп. Содержание операции Дебет Кредит
1. Акцептован счет поставщика объекта НДС    
2. Акцептован счет транспортной организации за доставку объекта НДС     60,76 60,76
3. Начислена заработная плата за погрузо-разгрузочные работы    
4. Начислены страховые взносы на зарплату    
5. Приняты счета сторонних организаций за информационные, консультационные услуги    
6. Подотчетным лицом оплачены регистрационные сборы    
7. По акту объект принят в эксплуатацию    
8. Оплачены счета поставщиков, транспортных организаций 60,76  
9. Принимается к вычету НДС    

7. Учет финансовых вложений. Счет 58 «Финансовые вложения» и его корреспонденция с другими счетами.

К финансовым вложениям относят инвестиции организаций в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Ценная бумага - денежный документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца документа к лицу, выпустившему такой документ.

Финансовые вложения классифицируют по различным признакам: в связи с уставным капиталом, по формам собственности, срокам, на которые они произведены, и др.

Долго- и краткосрочные финансовые вложения учитывают на активном счете 58 «Финансовые вложения», к которому могут быть открыты следующие субсчета:

58-1 «Паи и акции»;

58-2 «Долговые ценные бумаги»;

58-3 «Предоставленные займы»;

58-4 «Вклады по договору простого товарищества» и др.

По дебету счета 58 отражают финансовые вложения организации с кредита соответствующих счетов (51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 10 «Материалы» и пр.). С кредита счета 58 списывают финансовые вложения на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету в сумме фактических затрат для инвестора.

Фактическими затратами на приобретение ценных бумаг могут быть: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу; суммы, уплачиваемые специализированным организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ценных бумаг; вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, с участием которых приобретены ценные бумаги; расходы по уплате процентов по заемным средствам, используемым на приобретение ценных бумаг до принятия их к бухгалтерскому учету; иные расходы, непосредственно связанные с приобретением ценных бумаг.

Вклады в уставные капиталы других организаций учитывают на счете 58 «Финансовые вложения», субсчет 1 «Паи и акции». Вклады могут быть внесены в денежной форме или в виде имущества. Переданное имущество оценивается до договоренности сторон на основе реальных рыночных цен.

Денежные вклады списывают с кредита счета 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета» в дебет счета 58. При передаче имущества (кроме денежных средств) дебетуют счет 58 и кредитуют счета 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» и др..

Переданное имущество отражается на счете 58 в согласованной оценке. Со счетов 01 и 04 имущество списывается по остаточной стоимости. Сумму амортизации по переданным основным средствам и нематериальным активам списывают в дебет счетов 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов» с кредита счетов 01 и 04.

Со счетов 10, 41, 43 и др. переданные материалы списывают по фактической себестоимости, а остальное имущество - в оценке, принятой организацией.

Разница между оценкой вклада, отраженной по счету 58, и стоимостью переданного имущества отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве прочего дохода или прочего расхода.

Начисление доходов на вклады в уставные капиталы других организаций отражается по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам», и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

При поступлении доходов дебетуются счет 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета» и кредитуют счет 76.

Учет движения акций осуществляют на счете 58 «Финансовые вложения», субсчет 1 «Паи и акции». Приобретение акций отражают по дебету субсчета 1 счета 58, а продажу - по кредиту указанного субсчета. Купленные акции учитывают на счете 58 в сумме фактических затрат на их приобретение.

Ценные бумаги, полученные в качестве вклада в уставный капитал по стоимости, оговоренной в учредительных документах, приходуются по счету 58 с кредита счета 75 «Расчеты с учредителями».

Начисление дивидендов по акциям производится по дебету счета 76, субсчет «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам», и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Сумма начисленных дивидендов отличается от объявленной величины дивидендов на сумму налога на доходы, уплачиваемого в соответствии с действующим законодательством самим акционерным обществом при начислении дивидендов акционерам.

Продажа акций оформляется следующими бухгалтерскими записями:

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на продажную стоимость акций

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» на балансовую стоимость акций

Кредит счета 58 «Финансовые вложения»

Дополнительные расходы по продаже акций также списываются в дебет счета 91.

Разница между дебетовыми и кредитовыми оборотами счета 91 показывает финансовый результат от продажи акций. Эту разницу списывают со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».

При ликвидации акционерного общества, акции которого имеются в организации, производят такие же бухгалтерские записи, как и при продаже акций.

Собственные акции, выкупленные у акционеров, учитывают на счете 81 «Собственные акции (доли)» по фактическим затратам.

Резерв создается по каждому виду ценных бумаг в отдельности на разницу между учетной и рыночной стоимостью при условии, если рыночная стоимость ценных бумаг оказывается ниже их учетной стоимости.

Образование резерва отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги». Сумма резерва используется для формирования балансовой стоимости финансовых вложений, которая выступает как разница между учетной стоимостью и созданным резервом. Вместе с тем созданный резерв обеспечивает покрытие возможных убытков по операциям с ценными бумагами.

Если по итогам года рыночная стоимость ценных бумаг, под которые был создан резерв, повысилась, то на сумму повышения производится корректировка созданного резерва. При этом дебетуют счет 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги» и кредитуют счет 91 «Прочие доходы и расходы». Аналогичная запись делается при списании с баланса ценных бумаг, по которым ранее были созданы соответствующие резервы. Аналитический учет по счету «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги» ведется по каждой ценной бумаге.

Если до конца года, следующего за годом создания резерва под обесценение вложений в ценные бумаги, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец года к финансовым результатам организации соответствующего года (дебетуют счет 59 и кредитуют счет 91).

Предоставленные другим организациям денежные и иные займы учитывают по дебету счета 58 «Финансовые вложения», субсчет 3 «Предоставленные займы», с кредита денежных и других счетов (07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы» и т.п.). Договор займа может быть возмездным (с уплатой процентов) и безвозмездным.

Начисление дивидендов по предоставленным займам отражают по дебету счета 76 и кредиту счета 91, а поступление дивидендов - по дебету денежных счетов и кредиту счета 76.

Аналитический учет долго- и краткосрочных финансовых вложений ведут по видам вложений (паи, акции, облигации и др.) и объектам, в которые осуществлены эти вложения (организации - продавцы ценных бумаг, организации-заемщики и др.), с обязательным получением данных о финансовых вложениях на территории страны и за рубежом.

Учет финансовых вложений в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которых составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 58 «Финансовые вложения» обособленно.

Все ценные бумаги, хранящиеся в организации, должны быть описаны в книге учета ценных бумаг. В случае ведения книги учета ценных бумаг с помощью средств вычислительной техники информация может формироваться в виде выходного документа на машиночитаемых носителях.

При хранении бланков (сертификатов) ценных бумаг в депозитарии они продолжают числиться в бухгалтерском учете у организации-владельца с указанием в аналитическом учете реквизитов депозитария, которому они переданы на хранение.


8. Основные средства: их состав, классификация и оценка.

Основные средства – часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев.

К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие основные средства.

К основным средствам относятся также капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушение, орошение и т.п.) и в арендованные основные средства.

В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки и объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы)

Основные средства могут относиться к производственной или непроизводственной сфере. К непроизводственным относятся основные средства для социально-бытового обслуживания работников организации – поликлиника, общежитие, детский сад, клуб и т. п., находящиеся на балансе организации.

По отраслевому признаку различают основные средства промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и др.

По принадлежности основные средства подразделяются на собственные и арендованные.

По степени использования основные средства группируются на: находящиеся в эксплуатации, в запасе (резерве), в стадии достройки, дооборудования, реконструкции или частичной ликвидации, на консервации.

Основные средства оцениваются по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.

Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости.

Основные средства поступают в организацию в результате их приобретения, сооружения или постройки, изготовления, внесения учредителями в уставный капитал, по договору дарения или безвозмездно.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение, изготовление. При этом фактические затраты включают в себя:

- суммы, уплачиваемые поставщику в соответствии с договором поставки или купли-продажи;

- суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

- затраты на информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

- расходы на монтаж и установку объекта;

- регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в соответствии с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

- таможенные пошлины;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые при приобретении объекта;

- вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, и затраты по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию.

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в качестве вклада в уставный капитал, признается их денежная оценка, согласованная учредителями, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

При получении основных средств по договору дарения или безвозмездно основные средства оцениваются по рыночной стоимости на дату оприходования. Затраты на доставку таких объектов относятся на увеличение их первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами, признается стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. При этом стоимость товаров определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров. Затраты по доставке указанных объектов увеличивают их первоначальную стоимость.

Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации объекта или проведения работ капитального характера.

Восстановительная стоимость основных средств определяется стоимостью аналогичных объектов в современных условиях по рыночным ценам. То есть в учете основные средства числятся до переоценки по первоначальной стоимости, а после переоценки – по восстановительной. Переоценка производится по решению организации не чаще 1 раза в год (на 1 января отчетного года) путем индексации, применяя индексы, или способом прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Остаточная стоимость основных средств – это разница между первоначальной или восстановительной стоимостью объекта и суммой начисленного износа.


9. Методы начисления амортизации в бухгалтерском финансовом и налоговом учете. Счет 02 «Амортизация основных средств» и его корреспонденция с другими счетами.

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. Объектами начисления амортизации являются основные средства, находящиеся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

Амортизация не начисляется:

- по жилищному фонду

- продуктивному скоту, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста

- земельным участкам

- объектам природопользования

- основным средствам некоммерческих организаций.

По перечисленным объектам производится начисление износа в конце года по установленным нормам амортизационных отчислений. Исчисленный износ учитывается на забалансовом счете 010 «Износ основных средств». К неамортизируемому имуществу относятся также объекты основных средств стоимостью до 40 000 рублей за единицу, а также книги и брошюры. Их стоимость списывается на издержки производства или обращения по мере отпуска в эксплуатацию. При этом необходимо организовать аналитический учет этих объектов в эксплуатации.

Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем поступления, и прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия объекта.

Начисление амортизации производится до полного погашения стоимости объекта или его списания с баланса.

Существуют следующие способы начисления амортизации в бухгалтерском учете:

- линейный способ

- способ уменьшаемого остатка

- способ списания стоимости пропорционально сумме чисел лет срока полезного использования

- способ списания стоимости пропорционально объемам продукции (работ, услуг)

Выбранный способ применяется по группам однородных объектов основных средств в течение всего срока полезного использования объектов.

В соответствии с ПБУ 6/01 сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта приносит доход организации. С 1-го января 2002 года введено в действие Постановление Правительства РФ №1 от 01.01.02

"О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", в котором объединены объекты основных средств исходя из сроков их полезного использования.

Начисленная амортизация отражается в том отчетном периоде, к которому она относится, независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.

Учет ведется на пассивном (конрактивном), регулирующем счете


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: