Модели человека

Экономические теории поведения и модели человека

А. Смит раскрыл ту простую истину, что, преследуя цель получения прибыли, предприниматель, «вернее служит интересам потребителей, чем если бы сознательно стремился служить им». «Ведь именно погоня за прибылью заставляет расширять производство, повышать качество при минимизации затрат, быстрее реагировать на перемены, конъюнктуры, принимать самостоятельные решения».

«Творчество А. Смита для экономики сопоставимо с изобретением колеса».

Модель человека – это воображаемый человек, наделенный автором модели теми характеристиками, которые автор считает важнейшими.

Таблица Модели человека в экономических теориях

№ п/п Модель человека, автор, школа, учение
  «Компетентный эгоист» 1. Экономическое поведение определяется личным интересом (эгоизмом). 2. Всем людям свойственно постоянное и неисчезающее стремление улучшить свое положение. 3. Экономический субъект компетентен в собственных делах и в том, что затрагивает его личные интересы. 4. На поведение человека влияет его классовая принадлежность и общественное положение. 5. На поведение могут влиять и другие ненадежные факторы: престижность, вероятность успеха/неуспеха, легкость/трудность обучения, приятность/неприятность занятия и др. А. Смит (английская классическая экономическая школа)
  «Рациональный гедонист» 1. Поведение человека подчинено принципу максимизации полезности (удовлетворения, удовольствия) и минимизации неудовольствия. Принцип универсален. 2. Гедонизм – нормативный принцип поведения человека (наслаждение или отсутствие страданий). Человека интересует лишь то, что можно с пользой для себя употребить. Труд – лишь средство для достижения богатства. 3. Человеку присущ счётный рационализм – выбор поведения основан на расчете выгод и потерь. Дж. Бентам, Дж. С. Милль (утилитаризм)
  «Общественное существо» 1. Человек – это совокупность общественных отношений, т.е. существо социальное. 2. Сущность человека – общественная. Смысл заключается в саморазвитии в интересах общества.
  1. Потребности и интересы человека порождены обществом.
  2. Важнейшая потребность – действовать для всеобщего блага.
5. Исторические и экономические условия определяют совйства человека. К. Маркс (марксизм)
  «Рациональный максимизатор» («человек – оптимизатор») 1. Человек стремится к максимизации полезности и минимизации затрат и вреда, страданий. Его цель – максимальное удовлетворение своих потребностей. 2. Предпочтения стабильны и не зависят от внешних воздействий. 1. Степень рациональности человека высокая и он всегда выбирает оптимальный вариант. 2. Человек точно знает все альтернативы выбора. 3. Удовлетворение потребности подчиняется первому закону Госсена. 4. Человек максимизирует полезность по второму закону Госсена. У.С. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас и др. (маржинализм)
  «Стратегический человек» 1. Наиболее очевидный принцип поведения в экономике – поиск и максимизация удовольствия и избегание или минимизация неудовольствия. 2. Главный стимул – личный интерес. 3. Спрос связан с оценкой полезности. 4. Количественная оценка полезности – денежная цена. 5. Человек рассчитывает свои действия на определенный период времени – «период предусмотрительности». А. Маршал (неоклассическая школа)
  «Человек предпочитающий» 1. Гедонистическая направленность человека – аксиома. 2. Поведение рационально, непротиворечиво, последовательно. 3. Человек максимизирует полезность в соответствии со своими предпочтениями, ценой и доходом. 4. Предпочтения характеризуются предельной нормой замещения. Дж. Хикс, П. Самуэльсон и др. (неоклассический синтез)

МОДЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА В МАРКСИЗМЕ – ЛЕНИНИЗМЕ (подробнее)

1. Человек – существо общественное и у него нет врожденных качеств личности и знаний, инстинктов (инстинкт – врождённая шаблонная реакция). Врождены:

  • особенности организма (строение тела);
  • безусловные реакции;
  • особенности памяти, восприятия;
  • темперамент, центральная нервная система;
  • потенциальные способности к творческой деятельности;
  • способности к определенным видам деятельности.

Марксисты считали:

1. Какой нужен человек обществу, таким мы его и воспитаем.

2. Духовная жизнь и законы его жизни не запрограммированы, т.е. человек уподоблялся чистой доске.

3. Отрицательные антигуманные свойства человека вытекают не из природы человека (неврожденные), а из условий его жизни, т.е. приобретены.

Эти условия, по мнению Ленина, таковы:

  • привычки жизни (дурные);
  • условия труда;
  • переутомление;
  • отделение города от деревни;
  • отделение умственного труда от физического.

4. «Люди действуют сознательно и обдуманно или под влиянием страсти» - Энгельс.

5. «Потребности человека порождены обществом» - Энгельс.

6. Страсть к обогащению есть продукт общественного развития, а не нечто данное от природы – Маркс.

7. Противоречия «эгоизм - альтруизм», «гедонизм - аскетизм», «желание - долг», «личный интерес - общественный интерес», «сущее - должное», «личность - общество» имеют материальные корни. «С устранением частной собственности и социального неравенства эгоизм исчезнет» (К. Маркс).

8. Неразрешимых противоречий нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: