МОТИВАЦИОННЫЕ ТЕОРИИ
МОТИВАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
Основной причиной различий в поведении работников являются разные потребности, цели и ценности, половые различия, образование, культура, положение, статус, восприятие и т.д.
Потребность – это состояние (и ощущение) нужды организма в том, что ему необходимо.
Мотив – это внутренняя устойчивая психологическая причина поведения (Немов).
Таким образом: Потребность – это физиологическая причина поведения, а мотив – психологическая причина поведения.
Мотивы бывают:
· внутренние;
· внешние (система стимулирования).
Мотивация – это побуждение индивида к деятельности (мотивирование человека на то или иное поведение) – в менеджменте.
Мотивация также – это совокупность всех мотивов человека (так считают в психологии).
Мотивы могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.
Потребности инициируют поведение, цели – направляют, а ценности – регулируют.
Ценность – это то, что человек высоко ценит в своей жизни.
Бывают ценности-цели и ценности-средства.
Все ценности человека называются системой ценностей личности или ценностными ориентациями.
По Мескону теории мотивации делятся на 2 группы: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории
· содержат перечень потребностей индивида;
· сфокусированы на внутренних факторах активности индивида;
· позволяют управлять поведением индивида на основании различных классификаций потребностей личности.
К этой группе относят теории:
Теория иерархических потребностей - Абрахама Маслоу:
Это: физиологические потребности, потребность в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности в уважении, познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в самореализации, самоактуализации.
ПОТРЕБНОСТЬ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ