Потребности в принадлежности и любви /принадлежать к общности, находиться рядом

НОСТИ

ЛИЧ

РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННОЙ

РЕАЛИЗАЦИЯ СВОИХ

целей, СПОСОБНОСТЕЙ,

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ: (1967 г.)

/ГАРМОНИЯ СИММЕТРИЯ ПОРЯДОК, КРАСОТА /

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (1968 г.)

/ЗНАТЬ УМЕТЬ ПОНИМАТЬ ИССЛЕДОВАТЬ/

 
 


ПОТРЕБНОСТЬ УВАЖЕНИЯ (ПОЧИТАНИЯ):

/КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕХОВ,

ОДОБРЕНИЕ, ПРИЗНАНИЕ. АВТОРИТЕТ/

С ЛЮДЬМИ, БЫТЬ ПРИЗНАННЫМ И ПРИНЯТЫМ ИМИ /

ПОТРЕБНОСТИ В БЕЗОПАСНОСТИ:

/ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ЗАЩИЩЁННЫМ, ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СТРАХА И НЕУДАЧ, ОТ АГРЕССИВНОСТИ/

 
 


ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ (ОРГАНИЧЕСКИЕ) ПОТРЕБНОСТИ:

/ ГОЛОД, ЖАЖДА, ПОЛОВОЕ ВЛЕЧЕНИЕ И ДРУГИЕ/

Рис Пирамида (иерархия) человеческих потребностей (по Маслоу)

Самоактуализация (самореализация, самовыражение, самоутверждение) – это полное использование и реализация способностей, таланта, потенциала личности, самоосуществление.

Самостоятельные личности составляют от 5 до 30% нашей популяции. Среди самоактуализирующихся – 100%.

Характеристики самоактуализировавшейся личности (Маслоу):

· они смотрят на жизнь более реально и свободно (без стереотипов);

· они не слишком эмоциональны и более объективны;

· они умеют находить удовольствие в жизни, несмотря ни на что;

· они не позволяют страхам, иллюзорным надеждам (мечтам), психологической защите разрушить те представления, которые они вынесли из своих наблюдений (они реалистичны и умеют отделить реалии от самообмана);

· они полностью отдают себя работе или делу;

· они креативны (творческие), непосредственны, смелы, упорно стремятся к реализации своих способностей и упорно работают для этого.

А. Маслоу считал, что актуализация потребностей более высокого уровня происходит после того, как в основном удовлетворены потребности нижележащих уровней (примерно на 25%).

Теория приобретаемых потребностей - Дэвида МакКлелланда:

1) потребность во власти (еще не есть способность властвовать);

2) потребность в успехе – это основное богатство страны, ее национальное достояние;

3) потребность в избежании неудач. Аткинсон ввел понятие «потребность в избежании неудач».

Потребность в успехе складывается в возрасте от 3-13 лет и формируется как под воздействием родителей, так и внешней среды.

Условия достижения успеха [Трощий А. Р.]:

· желание;

· уверенность;

· старание.

Люди с высокой мотивацией успеха предпочитают иметь мгновенную обратную связь (надежную). Эта потребность соотносится (коррелирует), согласно исследованиям, с потребностью добиться высокого статуса и богатства.

МакКлелланд утверждал, что потребностям в достижении можно научиться (сформировать их). Потребности в достижении (Ach) являются приобретенными и зависят от культуры общества и способностей к научению.

Люди с высоким уровнем «Ach» не желают работать в коллективе и брать на себя ответственность за его деятельность, предпочитают быть индивидуальными, предпочитают средний уровень трудности задач и разумный риск.

Женщины и мужчины по-разному понимают (воспринимают) успех. Женщинам чаще всего важнее:

· чувство выполненного долга, профессиональный рост, интересная работа и близкие межличностные отношения;

Мужчины более склонны к конкуренции, чем женщины. Они придают значение заработку, личному (индивидуальному) успеху – карьере, рвутся в лидеры, хотят власти, придают значение мотивации.

Если у человека мало успехов в жизни, его преследуют неудачи, то у него появляется состояние, которое называется «выученной беспомощностью», возникают невротическая тревога, депрессия, возможны психосоматические заболевания, расстройства + возможна генерализация «выученной беспомощности», т.е. распространение чувства, что «Я не смогу» на все сферы жизни.

Двухфакторная теория мотивация Фредерика Герцберга

Во второй половине 50-х гг. Герцберг брал интервью у работников. По результатам опроса он разделил факторы на 2 группы. Факторы условий труда не мотивируют, не побуждают к труду, но являются условием отсутствия неудовлетворённости, а факторы-мотиваторы побуждают к труду.

Факторы условий труда (гигиенические) – внешние Факторы -МОТИВАТОРЫ – внутренние
Не влияют на удовлетворенность трудом следующие элементы: 1) способ управления и степень непосредственного контроля; 2) политика администрации и фирмы; 3) условия труда; 4) межличностные отношения; 5) заработок; 6) неуверенность или уверенность в стабильности рабочего места; 7) влияние работы на личную жизнь. 1) профессиональные достижения и признание успеха; 2) интерес к работе; 3) ответственность (самостоятельность); 4) продвижение по службе; 5) возможность профессионального роста, повышение квалификации.

Теория трех факторов Клейтона Альдерфера или ERG-теория:

1) потребности существования;

2) потребности социальные (в отношениях);

3) потребности роста или развития (в самоактуализации).

Название ERG (или ARG) происходит от слов:

· existence – экзистенциальные;

· relatedness (relation) – социальные;

· growth – развитие.

В отличие от Маслоу, Альдерфер отрицал иерархическое строение потребностей и необходимость их последовательного удовлетворения. Альдерфер считал, что если удовлетворение более высоких потребностей блокировано, то возникает стремление к более полному и частому удовлетворению нижележащих потребностей.

Процессуальные теории

· выявляют процессы, которые приводят к желательному поведению;

· позволяют понять, как поведение индивида получает импульс, направляется, поддерживается и прекращается;

· выявляют зависимость поведения от его последствий;

· позволяют понять, почему происходит повторение определенных действий индивида.

К процессуальным теориям относятся теории:

Теория ожидания Виктора Врума:

На трудовое поведение влияют:

· ожидание результата работы;

· ожидаемые вознаграждения.

Мотив является функцией от затрат и результатов труда, вознаграждения и валентности.

М=(З→Р)*(Р→Возн.)*Валентность, т.е. ожидания должны оправдываться.

Валентность – сила притягательности вознаграждения, его привлекательность.

В практике управления, согласно этой теории, нужно:

· добиваться соответствия затрат труда и результата;

· добиваться очевидности и наглядности этой связи;

· обеспечивать соответствие вознаграждения результатам труда;

· выяснять, действительно ли вознаграждение притягательно для исполнителя.

·

Теория справедливости Стейси Адамса:

Мое вознаграждение = Ваше вознаграждение

Мои затраты труда Ваши затраты труда

Мое вознаграждение = Ваше вознаграждение

Мой вклад Ваш вклад

Если вы вкладываете больше, а получаете меньше, то вы будете чувствовать себя обиженным и эксплуатируемым, а я себя – эксплуатирующим и виноватым. Эксплуататор будет избавляться от чувства вины, переоценивая свои и недооценивая чужие трудовые вклады, – чтобы оправдать существующее распределение дохода.

«Давай на 20% больше, чем ждешь от них в ответ, чтобы скорректировать субъективную ошибку». (Лайнус Полинг, 1962 г.).

Три возможные реакции на несправедливость:

  1. Люди могут одобрять и принимать свое приниженное положение, т.е. считать, что они больше не стоят.
  2. Могут требовать компенсации, изводить и даже обманывать своих эксплуататоров.
  3. Если ничего не помогает, то они могут попытаться восстановить справедливость с помощью возмездия (саботаж, продажа информации).

Во многих социально-экономических системах справедливость достигается через баланс «вклада – дохода».

В межличностных отношениях принцип справедливости трансформировался в принцип равноценности обмена.

М1+И1+Э1 = М2+И2+Э2, где

М – материальная отдача друг другу; материальное содержание обмена;

И – информация, которой люди обмениваются друг с другом (самый дорогой товар в рыночной экономике);

Э – эмоции, которыми мы обмениваемся.

Если этого нет, то возникает игра «в одни ворота», которая партнёра не устраивает.

Но существует и другой принцип взаимоотношений между людьми, корректирующий принцип равноценности обмена - принцип социальной ответственности, означающий ответственность членов общества перед теми людьми, которые по объективным причинам не могут о себе позаботиться (малым, старым, больным, жертвам военных конфликтов, катастроф). Организация берет шефство над школами, детскими домами, помогает пенсионерам, больницам, культуре, образованию. Она улучшает свой имидж.

Теория справедливости и ожидания Портера–Лоулера:

Пять переменных теории:

1) затраченные усилия;

2) их восприятие;

3) результаты;

4) вознаграждение;

5) степень удовлетворения.

Они считали, что результаты зависят от:

· затраченных усилий;

· способностей и характера;

· понимания своей роли в процессе труда.

Затрачиваемые усилия зависят от:

· ценности вознаграждения;

· справедливости оценки труда;

· уверенности в существовании прямой связи между затрачиваемыми усилиями и вознаграждением (т.е. справедливости в оценке труда).

Достижение результата может принести 2 вида вознаграждения:

· внутренние – чувство гордости, выполненного долга и т.п.;

· внешние – премия, похвала, заработная плата, повышение в должности.

Эти 2 вида вознаграждения дают чувство удовлетворения.

ИХ ВЫВОД: результативный труд сам по себе ведет к удовлетворению и потому может стать мотивом (труд как мотив означает: работа ради работы, а не зарплаты).

Теория подкрепления или усиления мотивации Б. Ф. Скиннера (он был бихевиористом)

Бихевиористы укладывают всё поведение в формулу «Стимул–Реакция», т. е. считают, что поведение является реакцией на внешние стимулы. Внутренние факторы в расчёт не принимаются (ни врождённые, ни приобретённые – потребности, интересы, характер и т.п.)

Оперантное научение – научение, начинающееся с действий над окружающей средой (от слова операция).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: