Планування грошового забезпечення інших операційних і фінансових витрат

Планування грошового забезпечення витрат на оплату праці і соціальні потреби

Планування грошового забезпечення закупівель матеріальних ресурсів

Планування надходження грошових коштів

Тема 7. Планування бюджету грошових коштів

Процесс составления и согласования бюджетов рассмотрим на примере АО «МТ», которое осуществляет производство и реализацию одного изделия с условным названием «А». Ниже приведен баланс предприятия на начало бюджетного года (табл. 1.).

Таблица 1. БалансАО «МТ»на 1 января 2009 года,тыс. у.е.

Актив Пассив
Основные средства:   Уставный капитал 7 189,216
- первоначальная 6 700,0 Нераспределенная прибыль 23,4
- износ 1 200,0 Кредиторы:  
- остаточная стоимость 5 500,0 - расчеты с поставщиками* 66,6
Материалы 59,616    
Готовая продукция 264,6 - расчеты по оплате труда 210,0
Дебиторы 165,0    
Расчетный счет 1 500,0    
Баланс 7 489,216 Баланс 7 489,216

* Задолженность поставщикам включает: 46,8 у.е. - за сырье, 19,8 у.е. - за коммунальные услуги.

Специалисты предприятия подготовили такой прогноз реализации и цен (табл. 2.).

Таблица 2. Прогноз реализации и цен

Период Количество, единиц Цена за единицу, у.е.
2009 год
I квартал 84 000  
2 квартал 78 000  
3 квартал 108 000 37,5
4 квартал 120 000  
2010 год
1 квартал 110 000  
2 квартал 130 000  

Для изготовления одного изделия «А» необходимо 2 кг сырья «М», средняя цена которого - 1,8 у.е. за 1 кг. Запасы сырья и готовой продукции на складе на 1 января 2009 года были такими:

Вид запасов Количество, единиц
Готовая продукция («А») 16 900
Материалы («М») 33 120

Предприятие постоянно поддерживает остатки запасов на уровне 20% квартальной потребности. Незавершенное производство отсутствует. Для производства одного изделия «А» необходимо 15 минут, а тарифная ставка рабочего составляет 27 у.е. в час.

Запланированные производственные накладные расходы (общепроизводственные расходы) приведены в табл. 3.

Таблица 3. Запланированные общепроизводственные расходы, тыс. у.е.

Статья Постоянные расходы Переменные расходы Всего
1. Зарплата      
2. Аренда   -  
3. Освещение и отопление      
4. Амортизация   -  
5. Ремонт и обслуживание оборудования      
6. Прочие 43,68 90,4 134,08
Всего 1463,68 790,4 2254,08

Общехозяйственные расходы (общие и административные) и расходы на сбыт запланированы в таких размерах (табл. 4.).

Таблица 4. Запланированные расходы на сбыт и управление, тыс. у.е.

Статья Общехозяйственные расходы Расходы на сбыт
Зарплата 1 920  
Комиссионные - 3% от объема реализации
Аренда    
Реклама -  
Амортизация    
Коммунальные услуги   -
Командировки    
Прочие    

Плановые платежи по налогу на прибыль составляют 1577274 у.е. и производятся поквартально равными частями.

Оплата текущих расходов осуществляется так:

1) 80% приобретенных материалов оплачивается в том квартале, в котором они были приобретены, а остальные (20%) - в следующем;

2) 90% расходов на коммунальные услуги оплачиваются в том квартале, в котором они возникли (начислены), а остальные 10% - в следующем;

3) 5/6 начисленной заработной платы выплачивается в том квартале, в котором она была начислена, а остаток - в первом месяце следующего квартала;

4) все прочие расходы полностью оплачиваются в том периоде (квартале), в каком они возникли (начислены).

Дивиденды выплачиваются в последний день каждого квартала в сумме 600 000 у.е. Предприятие считает необходимым постоянно иметь нарасчетном счете остаток не менее 500 тыс. у.е.

Капитальные вложения для приобретения оборудования запланированы в таких размерах:

Квартал Сумма, тыс. у.е.
   
   
   
   

На основе приведенной информации необходимо последовательно составить операционные и финансовые бюджеты АО «МТ».

Бюджет продаж составляется на основе результатов прогноза продаж. Прогноз продаж - это предположение будущих объемов реализации продукции или услуг. Для предвидения будущих объемов реализации применяют комплексный подход, который включает исследования рынка, статистическую информацию и прогнозы специалистов об экономическом развитии определенной отрасли и экономики в целом, перспективы ценовой политики и др.

При этом используются уже рассмотренные ранее методы: определение функции затрат и доходов и ожидаемой величины, анализ взаимосвязи затрат, объема деятельности и прибыли, ценообразования и др. Прогноз бюджета продаж АО «МТ» приведен в табл. 5.

Таблица 5. Бюджет продаж

Показатель Квартал Всего за год
       
Объем продаж, единиц 84 000 78 000 108 000 120 000 390 000
Цена за единицу, у.е.     37,5   -
Доход от продаж, тыс.у.е 3 024 2 808 4 050 4 680 14 562

Одновременно с бюджетом продаж разрабатывается график ожидаемых поступлений от реализации продукции (табл. 6.) Этот график отражает периодизацию получения денег за реализованную продукцию с учетом наличия дебиторской задолженности.

Таблица 6. График ожидаемых денежных поступлений, тыс. у.е.

Показатель Квартал Всего за год
       
Дебиторская задолженность на 1 января 2009 года 165,0       165,0
Реализация в квартале 1
3 024 * 0,7 2 116,8       2 116,8
3 024 * 0,3   907,2     907,2
Реализация в квартале 2
2 808 * 0,7   1 965,6     1 965,6
2 808 * 0,3     842 400   842,4
Реализация в квартале 3
450 000 * 0,7     2 835   2 835
450 000 * 0.3       1 215 1 215
Реализация в Квартале 4    
4 680 000 * 0,7       3 276  
Всего денежных поступлений 2 281,8 2 872,8 3 677,4 4 491 13 323

Бюджет производства - производственная программа, которая определяет запланированные номенклатуру и объем производства продукции в бюджетном периоде. Объем производства вытекает из бюджета продаж с учетом запланированных запасов готовой продукции. Поэтому бюджет производства базируется на формуле:

Объем производства = Объем продаж + Необходимый запас готовой продукции на конец периода - Запас готовой продукции на начало периода.

На практике может быть составлен бюджет запасов готовой продукции, но в нашем примере он отсутствует. Необходимый запас готовой продукции в конце периода в АО «МТ» составляет 20% объема продаж в следующем квартале. Исходя из этого, бюджет производства имеет такой вид (табл. 7.).

Таблица 7. Бюджет производства, единиц

Показатель Квартал
       
Объем продаж 84 000 78 000 108 000 120 000
Необходимый запас готовой продукции на конец периода 15 600 21 600 24 000 22 000
Всего 99 600 99 600 132 000 142 000
Запас готовой продукции на начало периода 16 800 15 600 21 600 24 000
Объем производства 82 800 84 000 110 400 118 000

Бюджет использования материалов - это плановый документ, который определяет количество и номенклатуру материалов, необходимых для выполнения производственной программы бюджетного периода. Стоимость материалов, необходимых для производства продукции, определяется, исходя из объема производства, нормы материальных затрат на единицу продукции и метода оценки материальных запасов.

Допустим, что средневзвешенная цена прямых материалов составляет 1,95 у.е. за 1 кг. Тогда

бюджет использования материалов АО «МТ» будет иметь такой вид (табл. 8.).

Таблица 8. Бюджет использования материалов

Показатель Квартал Всего за год
       
Объем производства, единиц 82 800 84 000 110 400 118 000 395 200
Материальные затраты на единицу, кг         -
Производственная потребность в материалах, кг 165 600 168 000 220 800 236 000 790 400
Средневзвешенная цена за кг, у.е. 1,95 1,95 1,95 1,95 -
Прямые материальные затраты на производство продукции, тыс. у.е. 322,92 327,6 430,56 460,2 1 541,28

Бюджет приобретения материалов - это плановый документ, содержащий расчет количества материалов, которые необходимо приобрести в бюджетном периоде. Объем закупки материалов рассчитывается по формуле:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: