Акцентологические нормы

Литературный язык. Языковые нормы.

План

1. Русский литературный язык как обработанный и нормированный вариант русского языка и нелитературные варианты (просторечие, диалекты, социальные и профессиональные жаргоны) и области их функционирования.

2. Понятие «нормы литературного языка».

3. Характеристика нормы.

4. Основные источники языковой нормы.

5. Основные нормы литературного языка:

а) акцентологические;

б) орфоэпические;

в) грамматические;

г) лексические.

6. Контрольные вопросы.

Цель: понять природу языковой нормы, ее особенности, закрепить навыки литературного произношения с точки зрения акцентологии и орфоэпии, овладеть грамматическими и лексическими нормами литературного языка.

Общенародный (национальный) язык существует в нескольких формах.

Следует знать, что существует несколько форм национального языка, среди которых различают территориальные диалекты, городские просторечия, профессиональные, социально-групповые жаргоны и, конечно, литературный язык. Таким образом, литературный язык является лишь одним из функционирующих вариантов национального языка.

Рассмотрим языковые явления, не входящие в литературный язык:

1. Просторечие включает в себя языковые явления (слова и их значения, грамматические формы и обороты, особенности произношения), которые употребляются для грубоватого, сниженного изображения предмета мысли. Например, такие слова и выражения, как «здорово» (здравствуйте), «канючить» (надоело просить), «карга» (старуха), «над нами не каплет» (нам спешить не надо), определяются современными словарями как просторечные. Внелитературное просторечие используется теми носителями национального языка, которое недостаточно овладели литературной его формой. Ненормативность используемых элементов, как правило, такими людьми не сознается.

2. Территориальные диалекты (говоры) занимают в национальном языке особое место. Имея общерусскую основу, они в то же время обладают особенностями, которые распространены лишь на части территории, где используется национальный язык. Существуют фонетические («павук» - паук, «вострый» - острый), фонологические («[γ ]ерань» - «[г]ерань»), грамматические («у жене» - у жены, «до сестре» к сестре), лексические («кочет» - петух, «угадать» - узнать) диалектизмы. В настоящее время говоры оттесняются, становясь преимущественно особенностью речи сельского населения.

3. Жаргоны - социальная разновидность речи, характеризующая профессиональной (нередко экспрессивно переосмысленной) лексикой и фразеологией общенародного языка. Жаргоны принадлежат относительно открытым социальным и профессиональным группам людей, объединенных общностью занятий, социального положения (спортсмены, актеры, медики, юристы, охотники и т. д.). Термин употребляется и для обозначения искаженной, вульгарной, неправильной речи, называемой также арго. Жаргоны и арго не обладают собственной фонетической и грамматической структурой и формируется на базе литературного языка путем переосмысления, метафоризации, звукового искажения: «ишачок» - самолёт И-16, «предки» - родители, «училка» - учительница, «препод» преподаватель. Лексика жаргонов неустойчива, отдельные её элементы могут входить в состав разных жаргонов (интер жаргон). Экспрессивность и эмоциональность лексики жаргонов способствуют проникновению ряда элементов в литературный язык. В целом употребление жаргонизмов засоряет и огрубляет разговорную речь.

Высшей формой существования языка является язык литературный.

Литературный язык - это исторически сложившийся, обработанный, нормированный, который служит средством общения людей во всех сферах их деятельности и является языком научной, художественной и общественно-публицистической литературы.

Литературный язык базируется на понятии нормы.

В некоторых странах высшую форму национального языка называют не литературным языком, а нормированным.

Русский литературный язык существует в устной и письменной формах.

Устная речь гораздо активнее письменной - мы больше говорим и слушаем, чем пишем и читаем. Шире выразительные возможности устной речи. Б. Шоу по этому поводу заметил, что «есть 50 способов сказать «да» и 500 способов «нет» и только один способ это написать».

Итак, литературный язык - это язык, прежде всего, нормированный.

Что такое норма?

Еще полстолетия назад термин «норма» применительно к языку был малоупотребителен.

Сейчас он прочно вошел не только в научный, но и в педагогический, образовательный обиход.

Языковая норма носит объективный характер, она не создается лингвистами, авторами словарей и книг по грамматике и культуре речи, не зависит от вкусов отдельного лица.

Правила, изложенные в книгах, отражают современное состояние руccкого литературного языка, поддерживаютто, что в нем выражено практикой.

Норма литературного языка - это общепринятое употребление языковых средств: звуков, ударения, слов, их форм, синтаксических конструкций.

Норма литературного языка - это единообразное, образцовое употребление элементов языка.

Норма литературного языка - это относительно устойчивый способ языкового выражения.

В данных определениях зафиксированы основные свойства литературной нормы:

- обязательность для всех говорящих и пишущих по-русски;

- устойчивость и историческая изменчивость.

Если бы нормы не были устойчивы, если бы они легко подвергались различного рода воздействиям, языковая связь между поколениями была бы нарушена.

И в то же время языковая норма - явление историческое. Изменение норм обусловлено постоянным развитием языка.

Изменяются нормы употребления слов, произношения. Кого, например, сейчас называют абитуриентом! Каждый ответит: «Того, кто поступает в высшее или среднее специальное учебное заведение». А известна ли вам этимология этого слова? Оно было заимствовано в XIX в. из немецкого языка. Немецкое Аbiturient восходит к среднелатинскому abituriens, -ntis - «собирающийся уходить». Вот, оказывается, какое противоречие: тот, кого называют абитуриентом, должен уходить, покидать, а не приходить, поступать куда-то. В чем же дело? Действительно, в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, первый том которого вышел в 1936 г., читаем: абитуриент - «учащийся среднего учебного заведения, который держит выпускные экзамены». Как видите, семантика слова соответствует его этимологическому значению. В дальнейшем абитуриентами стали называть не только тех, кто оканчивал среднюю школу, но и тех. кто поступал в вуз, т. к. оба эти понятия в большинстве случаев относятся к одном).тип). Изменения, происшедшие с употреблением слова абитуриент, отражены во втором издании «Словаря современного русского литературного языка», вышедшего в 1991 г. Вот как представлено в нем это слово:

Абитуриент. 1. Устар. Учащийся, оканчивающий среднее учебное заведение; выпускник.

2. Тот. кто поступает в высшее или среднее учебное заведение. Списки абитуриентов. Консультации для абитуриентов.

Следовательно, норма употребления слова абитуриент изменилась.

Со временем изменяется и произношение. Так, например, у А. С. Пушкина в его письмах встречаются слова одного корня, но с разным написанием: банкрут и банкротство. Чем это объяснить? Можно подумать, что поэт описался или допустил ошибку. Нет. Слово банкрот было заимствовано в XVIII в. из голландского или французского языка и первоначально в русском языке звучало как банкрут. Аналогичное звучание имели и производные: банкротство, банкротский, обанкротиться. Во времена Пушкина появляется произносительный вариант с «о» вместо «у». Можно было говорить и писать банкрот и банкрот. К концу XIX в. окончательно победило произношение банкрот, банкротство, обанкротиться. Это стало нормой.

- вариантность - это следующее основное свойство нормы.

Вариантность - это два разных способа реализации одной языковой единицы или сочетание единиц.

Сосуществование старого и нового не только не вредно, но и целесообразно.

Варианты представлены на всех уровнях языка:

Уровень Варианты
Фонетический Чтобы — чтоб, папоротник - папортник, уполномочивать - уполномачивать
Словообразовательный Осмысление - осмысливание, слесарничать - сле­сарить, геройски - по-геройски, читальня - читалка-
Морфологический Эта толь - этот толь, кофе остыл - кофе остыло, полотенец - полотенцев, в цехе - в цеху, поезжай - езжай - съезди, важнейший - самый важный -наиболее важный, в ста метрах - в сотне метрах -в стах метрах
Синтаксический Ждать поезда - ждать поезд, купить хлеба - купить хлеб, ехать на поезде - ехать в поезде - ехать поездом, рекомендовать тренером, рекомендовать как тренера, рекомендовать в качестве тренера
Фразеологический Язык прилип (присох к гортани, язык не повернется) не поворачивается сказать, языком трепать / чесать / болтать / молоть, будто / словно / точно корова языком слизнула

Вариантов различных типов очень много в русском языке, что свидетельствует о его богатстве. Но это и создает трудности, т. к., чтобы выбрать правильный вари-ан1, необходимо знать, какое место каждый из вариантов занимает, какова его характеристика, его стилистическая окраска.

- норма может быть императивной (лат. императивус) - не допускающей выбора; диспозитивной (лат. диспозитивус) - допускающая выбор.

- кодификация нормы - отражение объективно существующей современной литературной нормы, сформулированной в виде правил и предписаний в учебниках, словарях, справочниках.

Основные источники языковой нормы:

- произведения классиков и современных писателей;

- анализ языка средств массовой информации;

- социологические исследования;

- опросы, анкеты;

- научные исследования ученых-языковедов.

Основные нормы литературного языка:

- акцентологические;

- орфоэпические;

- лексические;

- грамматические.

Акцентологические нормы - это нормы ударения.

Особенности и функции ударения изучает отдел языкознания, который называется акцентологией (от лат. ассеntus - ударение).

Нарушения норм ударения - одно из распространенных явлений в устной речи.

Одна из причин нарушения акцентологических норм связана с особенностями словесного ударения в русском языке.

1. Ударение в русском языке свободное, что отличает его от некоторых других языков, в которых ударение закреплено за каким-то определенным слогом. Например, в эстонском, латышском, чешском, финском ударным всегда бывает первый слог, в польском, грузинском - предпоследний, в армянском, французском - последний. В русском языке ударение может падать на любой слог, поэтому его называют разноместным. Сопоставим ударение в словах: компас, добыча, документ, медикамент. В этих словах ударение соответственно падает на первый, второй, третий, четвертый слоги. Разноместность его, как отмечает Р. И. Аванесов, делает: ударение в русском языке индивидуальным признаком каждого отдельно взятого слова.

2. Ударение в русском языке бывает подвижным и неподвижным. Если в различных формах слова ударение надает на одну и ту же часть, то такое ударение является неподвижным {берегу, бережешь, бережет, бережем, бережете, берегут - ударение закреплено за окончанием). Ударение, меняющее свое место в разных формах одного и того же слова, называется подвижным (прав, правы, права, могу, можешь, могут).

Ошибки в ударении могут быть вызваны и другими причинами, о которых необходимо помнить:

1) Незнание правил ударения в языке-источнике. Мизерный (лат. miser -бедный) из французского «мизер» и произносится «мизерный».

2) Отсутствие в печатном тексте буквы «Ё». Между тем, известно, что в соответствии с нормой она всегда принимает на себя ударение. Ликвидация точек привела к тому, что многие слова стали произноситься с «Е». а ударение перешло на случайное место - свекла, желчь, желчный, новорожденный, завороженный (правильно свёкла, жёлчь, жёлчный, новорождённый, заворожённый).

3) Незнание орфографических правил. Слова «броня» и «броня» являются существительными первого склонения. Ударение выполняет смыслоразличительную функцию: броня - «преимущественное право на получение чего-либо» и броня - «защитное покрытие». Часто встречается неправомерное употребление слова в форме «бронь».

4) Незнание принадлежности слова к той или иной части речи. Например, прилагательное «развитой» и причастие «развитый». Первое употребляется в словосочетаниях «развитой юноша», «развитая промышленность», «развитое сельское хозяйство» и ударение падает на окончание. Причастие, образованное от глагола «развить», произносится с ударением на первом или втором слоге - «развитая гражданином N деятельность», «развитый преподавателем вопрос», «развитая веревка», «развитый локон».

5) Осваивая нормы русской акцентологии, надо иметь в виду и явление вариативности ударения.

Существуют слова, в которых нормированными признаются:

1) два варианта ударения,

2) один считается книжным, а другой - разговорным.

3) один вариант общелитературный, а другой - профессиональный.

Так, варианты «ржа′веть и ржаве′ть», «тво′рог и творо′г» равноправны; «балова′ть и ба′ловать», «догово′р и до′говор», «ке′та и кета′» - первый книжный, второй разговорный; «астроно′м и астро′ном», «ко′мпас и компа′с», «и′скра и искра′», «добы′ча и до′быча» - общелитературный и профессиональный соответственно. Пометы о принадлежности слова с тем или иным вариантом ударения к разговорному или профессиональному языку даются в орфоэпических словарях.

Основными правилами постановки ударения можно считать следующие:

1. Служебные части речи своего ударения не имеют и примыкают в качестве безударных и основной части речи.

2. Предлоги на, по, за при простом числительном могут быть ударными.

насто лет, потри года

3. В сочетаниях предлога с существительным возможны варианты:

по′бо′ку по′д го′ру

под бо′ком на′ по′л

под бо к по′ двору′

за бо к за′ мо′рем

4. Для разговорной речи более характерны безударные предлоги:

на во′ду

под водо′ й

год от го′да

5. Чаще сохраняется ударение на предлоге в устойчивых сочетаниях:

бе′з году неделя

зуб на′ зуб не попадает

6. Сложные слова имеют два ударения (основное и побочное). Основное ударение падает на вторую часть сложного слова:

мусоропрово′д

газопрово′д

лавинообра′зный

7. В односложных существительных мужского рода в родительном падеже единственного числа дарение падает на окончание - зонт - зонта′, ковш - ковша′, герб - герба′. Исключение составляют слова «гусь» и «уголь» - гу′ся (гуся′ - разг.), у′гля и угля′.

8. Существительные женского рода 1-го склонения в винительном падеже единственного числа имеют ударение на окончании (золу′, избу′, кирку′, нору′, траву′), на основе (бо′роду, бо′рону, це′ну), двоякое ударение (ре′ку - реку′, до′ску - доску′).

9. Некоторые существительные 3-го склонения при употреблении с предлогами «в» и «на» имеют ударение на окончании - в груди′, в кости′, в ночи′,, в чести′.

10. Существительные 3-го склонения в родительном падеже множественного числа имеют ударение на основе (ме′стностей, по′честей, при′былей), двоякое ударение (о′траслей и отрасле′й, ве′домостей и ведомосте′й), на окончании (ветв′ей. горсте′й. должносте′й. крепосте′й).

11. Употребляемые с существительными и числительными предлоги могут принимать на себя ударение, делая самостоятельную часть речи безударной. - бе′з вести, бе′з году, бе′з толку; за′ зиму, и′з виду, и′з лесу.

12. Краткие прилагательные имеют ударение на первом слоге основы в мужском, среднем роде и множественном числе. В женском роде оно переходит на окончание: бо′ек - бойка′, ве′сел - весела′, глу′п - глупа′ и т.д. Двоякое ударение встречается в форме множественного числа - бле′дны и бледны′, бли′зки и близки′.

13. Ударение в глаголах прошедшего времени может стоять на основе во всех формах (бить, брить, дуть, жать, класть, красть, мыть, мять, пасть, ржать, шить), на основе во всех формах, кроме формы женского рода, в которой переходит на окончание (брать, быть, взять, вить, внять, врать, гнать, дать, драть, жить, звать, лить, пить, плыть, рвать, снять, спать), на приставке во всех формах, кроме формы женского рода, в которой переходит на окончание (донять, замереть, занять, запереть, нанять, начать, отбыть, понять, прибыть, придать, принят, проклясть, убыть). Двоякое ударение в формах глаголов до′жил - дожи′л, до′пил - допи′л, за′дал - зада′л, на′жил - нажи′л, о′тнял - отня′л и др.

12. В глаголах на - ировать выделяют две группы: с ударением на «и» (блоки′ровать, дирижи′ровать, дисквалифици′ровать и др.) и с ударением на «а» (бомбардирова′ть, гравирова'ть, гримирова′ гь, группирова′ть, пломбирова′ть, премирова′ть, формирова′ть и др.).

15. У страдательных причастий прошедшего времени ударение в форме женского рода падает на окончание (взя′тый - взята′, изжи′тый — изжита′, на′чатый - начата′, при′нятый - принята′), в других - на приставку. В причастиях на - анный, - дранный, званный ударение падает на приставку (за′брана, за′драна, за′звана, и′збрана, пре′рванный, при′званный, и т. д.).

Чтобы не допустить ошибки в постановке ударения, следует знать не только норму, но и типы вариантов, а также условия, при которых может быть использован тот или иной из та. Для этого рекомендуется пользоваться специальными словарями и справочниками. Лучше всего прибегать к помощи «Орфоэпического словаря русского языка». В нем дается система нормативных помет (единая для оценки вариантов произносительных, акцентных и морфологических), которая выглядит следующим образом.

1. Равноправные варианты. Они соединяются союзом и: волнам и волнам; искристый и искристый; баржа и баржа; бижутерия и бижутерия; лосось и лосось. С точки зрения правильности эти варианты одинаковы.

2. Варианты нормы, из которых один признается основным:

а) Помета «допустимо» (доп.): творог и доп. творог; о′тдал и доп. отдал. Первый вариант является предпочтительным, второй оценивается как менее желательный, но все-таки находится в пределах правильного, чаще всего используется в разговорной речи;

б) Помета «допустимо устаревшее» (доп. устар.): индустрия и доп. устар. индустрия: собра′лся и доп. устар. собрался ′.

Помета указывает, что оцениваемый ею вариант постепенно утрачивается, а в прошлом он был основным.

Словарь включает в себя также варианты, находящиеся за пределами литературной нормы.

Для указания этих вариантов вводятся запретительные пометы:

1) «не рекомендуется» (не рек.) - алфавит1, не рек. алфавит; балова′ть! не рек. баловать; подро′стковый', не рек. подростковый;

Эта помета может иметь дополнительную характеристику «устаревающее» (не рек. устар.).

Варианты, имеющие эту помету, содержат ударение, которое было правильным в прошлом. Сегодня они находятся за пределами нормы, например: диалог не рек. устар. диалог; украинцы не рек. устар. украинцы;

2) «неправильно» (непр.) - кухонный! непр. кухонный;

3) «грубо неправильно» (грубо неправ.) - документ! грубо неправ, документ;инженеры! грубо неправ, инженера.

Всем, чья речь должна быть образцовой, не следует употреблять варианты, имеющие запретительные пометы.

Орфоэпические нормы

Орфоэпические нормы - это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания - орфоэпия (греч. оrthоs-правильный и ероs-речь).

Орфоэпия определяет произношение отдельных звуков в тех или иных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их произношение в определенных грамматических формах, группах слов или в отдельных словах.

Соблюдение единообразия в произношении имеет важное значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается различными неправильностями произношения, и высказывание во всей полноте не воспринимается. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения. Поэтому социальная роль правильного произношения очень велика, особенно в настоящее время в нашем обществе, где устная речь стала средством самого широкого общения на различных собраниях, конференциях, съездах.

Контрольные вопросы

1. Какие аспекты в толковании понятия «культура речи» можно выделить.

2. Дайте определение понятия «культура речи».

3. Какие признаки характеризуют «хорошую» речь.

4. Какие существуют средства и методы повышения речевой культуры?

5. Есть ли у вас опыт работы над совершенствованием собственной речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: