Насосные станции для моечных установок
Насосная станция - комплекс насосных установок, гидротехнических сооружений и энергетических установок, работающих в технологической взаимосвязи и обеспечивающих бесперебойную подачу воды в разводящую сеть системы водоснабжения. В комплекс независимо от территориального расположения входят все технологически связанные между собой сооружения и оборудование для водозабора, перемещения, подъема и транспортирования воды из источника к потребителю.
Главным агрегатом насосной станции моечной установки является насос. Насосы работают по принципу преобразования подведенной механической или другого рода энергии в гидравлическую энергию протекающей через них жидкости. Для привода насосов применяют чаще всего электрические двигатели, реже - двигатели внутреннего сгорания. Все насосы подразделяются на две основные группы:
1. Динамические, в которых жидкость перемещается под воздействием силы на неё в камере, постоянно сообщающейся со входом и выходом насоса. К ним относятся: лопастные, вихревые, лабиринтные, струйные, вибрационные.
2. Объёмные, в которых жидкость перемещается в результате периодического изменения объёма занимаемой ею камеры, попеременно сообщающейся со входом и выходом насоса. В группу входят: поршневые, плунжерные, диафрагменные, роторные, шестеренчатые, винтовые.
В моечных установках применяются следующие типы насосов:
· центробежные;
· центробежно-вихревые;
· плунжерные.
В последнее время все большее распространение получают плунжерные насосы высокого давления, обеспечивающие при меньшем расходе моющей жидкости более высокое её давление. Так, насосная станция, оснащенная центробежно-вихревым насосом ЦКБ-1117 при производительности в 18 м3/ч и мощности приводного электродвигателя 14 кВт обеспечивает давление 0,8 Мпа. А насосная станция с плунжерным насосом ГР 16/40 обеспечивает давление 4 Мпа при производительности 16 м3/ч и мощности приводного электродвигателя 22 кВт. Плунжерные насосы целесообразно применять в струйных моечных установках, где требуется высокая сила удара (гидродинамическое давление) струи.
Передвижение автомобиля на линии мойки своим ходом имеет серьезные недостатки. Движение происходит рывками, с нарушением взаимодействия работы ротационных щеток или струйного распределительного механизма, снижаются производительность из-за задержек автомобилей на линии мойки, повышается загазованность помещений. Перечисленные недостатки устраняются только при использовании конвейера.
Конвейеры, предназначенные для перемещения автомобилей с выключенным двигателем на поточных линиях мойки, по принципу действия относятся к толкающим, передающим усилия путём упора толкающего устройства тягового органа в заднее колесо автомобиля. По своему конструктивному исполнению они относятся в основном к одноколейным, монтируемым вдоль одной из сторон осмотровой канавы. Тяговым органом в большинстве конвейеров является бесконечная (замкнутая) цепь ил лента, совершающая поступательное движение - непрерывное на моечных установках и прерывистое на линиях ТО. В качестве толкающий устройств применяются роликовые толкатели, каждый из которых закреплен на вмонтированной в цепь каретке. При упоре сзади в колесо автомобиля рычага с толкателем им передаётся усилие на колесо, достаточное для перемещения автомобиля, при наезде же колеса следующего автомобиля на рычаг он переворачивается вниз.
Каждый конвейер содержит:
· направляющие тягового органа (цепи) и катков кареток толкающих устройств. Направляющие пути изготавливаются из корытообразного проката, длина их зависит от варианта изготовления конвейера и конкретных условий исходя из конструкции моечной установки;
· приводную станцию, состоящую из электродвигателя, редуктора, коробки передач. На приводном валу редуктора устанавливается звездочка тягового органа, причем это может быть выполнено с левым или правым расположением привода относительно направляющих путей;
· натяжную станцию, предназначенную для регулирования натяжения холостой ветви тягового органа.
Для обеспечения въезда автомобиля на конвейер моечной установки в условиях ограниченных производственных помещений без маневрирования, а следовательно, для снижения загазованности помещений работающим в этом случае двигателем автомобиля, конвейеры укомплектовываются устройствами для въезда автомобилей без маневрирования.
Простейшее устройство для въезда автомобиля на конвейер содержит основание, на котором с помощью кронштейнов укреплены на шарикоподшипниках направляющие ролики под углом друг к другу, взаимодействующие с колесами автомобиля. Переднее колесо автомобиля при въезде на конвейер прежде входит в соприкосновение с роликом, который начинает вращаться на шарикоподшипниках, и автомобиль направляется на конвейер.
Более совершенными устройствами, обеспечивающими въезд автомобиля на конвейер без бокового скольжения и маневрирования, являются устройства с подвижными платформами, которые позволяют корректировать положение автомобиля при заезде.
2.2.Подъёмно-транспортное оборудование
Производительность труда ремонтных рабочих и качество выполнения работ ТО и Р автомобилей в большой степени зависят от типа и технического состояния подъёмно-транспортного оборудования, используемого на рабочих местах.
Подъёмники служат для подъёма автомобиля над уровнем пола на высоту, обеспечивающую удобство проведения работ снизу и сбоку автомобиля. Максимальная высота подъёма 1,3…2,2 м, время подъёма 0,3…2,0 мин.
Классификация подъёмников осуществляется в соответствии со следующими признаками:
1. По размещению;
2. По расположению;
3. По виду подъёмного механизма;
4. По количеству стоек (плунжеров);
5. По типу привода;
6. По типу опорного устройства.
По размещению различают:
· стационарные - предназначены для постоянных постов ТО и Р, широко распространенных на АТП различной мощности и типа. Обеспечивают большую устойчивость вывешенного автомобиля и тем самым повышают безопасность и удобство выполнения работ;
· передвижные - предназначены для использования на любом ровном месте, в том числе и вне помещения. Они не требуют выполнения монтажно-установочных работ и устройства фундамента. После выполнения работ подъёмники могут быть удалены с занимаемого ими места, освободив его для других работ или оборудования. Маневренность таких подъёмников позволяет при необходимости изменять технологический маршрут ТО и Р автомобилей, что является несомненным преимуществом для малых АТП или в случаях чрезмерно стеснённых производственных помещений.
В соответствии со вторым признаком различают подъёмники:
· канавные - служат для вывешивания одного колеса или моста автомобиля. Подразделяются на стационарные, закрепленные основанием в стенках осмотровой канавы, и передвижные, перемещающиеся по специально проложенным вдоль канавы стальным ребордам;
· напольные - предполагают крепление опорных устройств к полу при помощи анкерных болтов. Разновидностью напольных подъёмников являются плунжерные подъёмники, у которых силовые цилиндры размещают в бетонных колодцах глубиной приблизительно 2…3 м.
По виду подъёмного механизма различают:
· стоечные - в качестве подъёмного механизма используются механические передачи (винтовые, цепные, тросовые, карданные, рычажно-карданные) размещаемые в стойках подъёмника;
· плунжерные - в качестве подъёмного механизма используются силовые цилиндры с различным приводом (гидравлические, пневматические). При работе таких цилиндров осуществляется подъём непосредственно автомобиля;
· рычажной конструкции - в качестве подъёмного механизма используются также силовые цилиндры, которые при этом разворачивают рычажную конструкцию подъёмника, на которой располагается вывешиваемый автомобиль.
По количеству стоек различают:
· одностоечные (одноплунжерные) - имеют меньшую первоначальную стоимость, их установка достаточно проста, они занимают меньшую площадь, возможно свободное вращение колес. Вместе с тем, центральное размещение плунжера зачастую затрудняет подход к отдельным узлам автомобиля;
· двух-, трех-, четырёх-, шести-, и восьмистоечные (плунжерные). Разнообразие подъёмников по числу стоек (плунжеров) обусловлено большим диапазоном массы и длины обслуживаемых автомобилей, конфигурацией их кузова, рамы, осей, местом возможного их подхвата при вывешивании, а также различием местных производственных условий АТП (размеров рабочих постов и производственных помещений, их планировки). Многоплунжерные подъёмники позволяют вывешивать автомобиль под различным углом к горизонтали.
Привод рабочего органа современных постовых подъёмников может быть:
· электромеханическим;
· электрогидравлическим;
· пневматическим;
· электропневматическим.
Исходя из надежности конструкции, в настоящее время все большее распространение получают электромеханические подъёмники с винтовыми передачами, в которых усилие передается либо на винты, либо на грузонесущие гайки. В таких подъёмниках усилие от электродвигателя передается через редуктор на вертикальный винт. При вращении винтов грузонесущие гайки перемещаются вертикально, и происходит подъём или опускание опорного устройства с автомобилем. Такие подъёмники выпускаются как стационарными, так и в виде комплектов передвижных стоек с пультом управления, обеспечивающим синхронную их работу.