Контрольно-диагностическое оборудование

Диагностическое оборудование в связи со спецификой назначения и благодаря получаемой с его помощью информации играет особую роль в повышении эффективности выполнения работ на постах зон и участков ТО и ТР и служб управления производством АТП. Оно отличается большим разнообразием принципиальных особенностей назначения, функционирования, устройства и действия, а также конструктивного исполнения.

Существуют многочисленные конструкции и типы стендов, устройств, приборов для проверки одних и тех же агрегатов, систем автомобилей по одинаковым диагностическим параметрам, например углов установки колес автомобилей, состояния и работоспособности амортизаторов и др. В их основу заложены различные методы диагностирования системы измерения параметров.

Подробное рассмотрение и анализ каждого вида контрольно-диагно­стического оборудования не входит в задачу изучения данного курса. Поэтому ниже, учитывая специфику курса, дается классификация диагностического оборудования по агрегатам и системам автомобиля, а также краткая информация по некоторым наиболее типичным образцам.

Оборудование для диагностирования тормозной системы автомобиля подразделяется на стенды для общей проверки ее состояния и приборы для проверок отдельных элементов.

Наибольшее распространение в нашей стране и за рубежом получили двухсекционные, роликовые, тихоходные силовые стенды, обладающие следующими преимуществами: меньшей чем у других стендов стоимостью, простотой конструкции, обслуживания и ремонта, сокращением времени диагностирования. К такому типу стендов относится роликовый стенд для проверки тормозов легковых автомобилей. Стенды, как правило, выпускаются полностью, либо частично автоматизированными, с двумя секциями роликов, установленными на раме. Каждая секция для одного колеса автомобиля имеет два ролика, связанных цепной передачей, балансирный мотор-редуктор с рычажным устройством и датчиком силы, соединенным с измерительным прибором на панели аппаратного шкафа, а также пнев­матический подъемник под площадкой, находящейся между роликами и служащей, для облегчения въезда и выезда автомобиля со стенда

Стенд снабжен системой стационарного и переносного ручного дистанционного управления, педометром для измерения усилия, прикла­дываемого к педали тормоза и системой вывода результатов замера на печать. С помощью этого стенда можно измерить тормозную силу каждого колеса (диапазон измерения 0—500 кгс) при имитированной скорости движения автомобиля 6 км/ч, синхронность срабатывания тормозов колес отдельной оси, время срабатывания тормозного привода и усилие, прикладываемое к педали тормоза во время торможения. Реактивный момент, возникающий при торможении вращающегося от роликов колеса автомобиля, создает нагрузку на корпусе мотор-редуктора, которая передается на его рычажное устройство, датчик и прибор. Стенд рассчитан на автомобили с нагрузкой на ось не более 2 тыс. кг.

Для проверки технического состояния пневматического привода тормозов автомобилей и автопоездов предназначен комплект приборов, состоящий из манометров, соединительных шлангов и головок, переходников для присоединения к элементам автомобиля. Состояние пневмопривода определяется по величине давления воздуха в определенных точках тормозного привода и снижению давления в течение заданного периода времени.

Для проверки рулевого управления выпускаются приборы, состоящие из люфтомера и динамометра. Корпус прибора с двухрежимным пружинным динамометром и откидной шкалой люфтомера крепится зажимами на ободе рулевого колеса, а стрелка люфтомера, изготовленная отдельно, с помощью захватов закрепляется на неподвижной рулевой колонке. Прикладывая к динамометру заданное усилие, поворачивают рулевое колесо (шкалу люфтомера) относительно стрелки в одну и другую стороны. По величине дуги, описываемой концом стрелки, по шкале люфтомера определяют люфт рулевого управления. Легкость работы рулевого управления, правильность выполненных регулировок и затяжек деталей наконечников рулевых тяг и рулевого управления определяют по наибольшему усилию, зафиксированному прибором при повороте вывешенных передних колес в обе стороны до предела.

Проверку углов установки управляемых колес автомобиля осуществляют с помощью различного диагностического оборудования, включающего в себя стенды и приборы.

Известные стенды, несмотря на большое разнообразие их конструк­тивного исполнения, применяемых измерительных систем и других параметров по функциональному признаку и назначению составляют две:

· динамические (площадочные проездные, предназначенные для измерения одного параметра - угла увода двух колес, или бокового усилия площадки, равнозначного их схождению);

· статические, служащие для проверки на неподвижном автомобиле всех или части параметров установки колес: схождения, углов развала, поперечного и продольного наклона шкворней колес, соотношения поворота колес передней оси, взаимного положения задних колес относительно передних и т. п.

Площадочные стенды являются чисто диагностическими, остальные комбинированными для проверки, регулировки и проведения других работ ТО и ТР по передней подвеске и рулевому приводу.

Площадочные стенды, измеряющие боковые силы, возникающие в площадках при проезде по ним автомобиля, не получили распространения и не выпускаются промышленностью из-за низкой достоверности полученных результатов.

Стенд, измеряющий боковое перемещение площадок (увод колес), состоит из основания с одной площадкой, свободно перемещающейся на катках (длинных роликах) в обоих боковых направ­лениях, с тремя датчиками для фиксации различных диапазонов ее перемещения и указательной колонки со световыми и звуковыми сигналами. При проезде левого колеса автомобиля со скоростью 2—3 км/ч через площадку стенда происходит ее боковое смещение, которое воспри­нимается датчиками. В зависимости от величины схождения колес сраба­тывает один из датчиков и включается зеленый свет (при удовлетвори­тельной установке колес), желтый (предупредительный) или красный вместе со звуковым сигналом (при неудовлетворительной установке). За рубежом имеются подобные стенды с одной и двумя площадками, с фиксацией результатов контроля на бланке и без нее.

Основным недостатком таких стендов является низкая достоверность результатов контроля автомобилей, имеющих изношенные узлы подвески колес и рулевого привода, в связи с изменением положения колес при въезде на подвижную площадку.

Статические стенды для проверки углов установки колес на неподвижном автомобиле отличаются разнообразием. Они устанавливаются на специальной осмотровой канаве, полуэстакаде, имеют лучевые с (проекторами), оптические (с микроскопами и лазерные), электронные, механические, комбинированные измерительные системы, выполняются в виде отдельных агрегатов или специального поста.

К группе стендов для проверки схождения колес по боковой силе в месте контакта шин со стендом при их вращении на неподвижном автомобиле относятся различные роликовые стенды с одним или двумя роликами (барабанами) для каждого колеса автомобиля. Они измеряют только один параметр - боковую силу, по которой и оценивается правильность установки колес.

Разнообразны и переносные приборы для проверки углов установки колес — гидравлические, оптические, механические, комбинированные и другие, например общеизвестная линейка для проверки схождения колес.

Стенды для проверки тягово-экономических показателей автомобиля (двигателя) независимо от конструктивного выполнения по существу являются нагрузочными (тормозными) устройствами, воздействующими на ведущие колеса проверяемого автомобиля. Они являются базовым оборудованием поста комплексного диагностирования автомобиля, поскольку обеспечивают возможность создания различных нагрузочных и скоростных режимов, необходимых для проверки различных систем двигателя, агрегатов трансмиссии. По типу применяемых тормозных устройств они подразделяются на гидравлические, электрические, механические, инерционные, комбинированные, по опорно-воспринимающим устройствам — на роликовые (двух-, четырехроликовые и др.) и ленточные, по способу поддержания режимов диагностирования и регистрации результатов контроля — на автоматизированные и неавтоматизированные.

Стенды состоят из тормозного устройства, роликового узла, инер­ционных масс, пульта управления, колонки с контрольно-измерительной аппаратурой, включая расходомер топлива. В их состав могут входить вентилятор для обдува проверяемого двигателя воздухом, устройство для отвода отработавших газов, а также комплекс различных приборов для проверки систем зажигания, питания, охлаждения и др.

Основными параметрами, измеряемыми с помощью стендов, являются мощность (или сила), развиваемая ведущими колесами проверяемого автомобиля, его скорость, расход топлива. Некоторые стенды позволяют измерять время (путь) разгона или выбега ведущих колес, потерю мощности в трансмиссии.

Наибольшее распространение получили стенды двухроликовые (ба­рабанные) с электрическим или гидравлическим тормозом.

Для проверки сцепления имеются два различных по устройству и действию прибора, используемые совместно с динамометрическим роликовым стендом.

Первый — стробоскопический, состоящий из корпуса, стробоскопи­ческой лампы, выпрямителя, конденсатора, резистора, панели с рукоятками и элементами электрической схемы. Подключается прибор к аккумуляторной батарее и свече первого цилиндра.

Во время работы двигателя импульс высокого напряжения со свечи, преобразованный выпрямителем, подается на конденсатор. Последний, заряжаясь, накапливает энергию для стробоскопической лампы, которая испускает последовательный ряд световых вспышек, синхронных с моментом зажигания в первом цилиндре. Частота вспышек пропорциональна частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Освещая вспышками лампы задний карданный шарнир автомобиля при работающем двигателе, включенной первой передаче и максимально возможной нагрузке, создаваемой стендом на колесах, отмечают наличие или отсутствие движения шарнира. Если наблюдается движение шарнира, то сцепление неисправно, имеется пробуксовка его дисков.

Прибор другого типа состоит из двух объединенных планкой или раздельно используемых элементов — гидравлической месдозы с манометром и указателя хода подачи сцеп­ления.

Месдоза с манометром служит для измерения усилия, прикладываемого к педали сцепления, указатель хода педали представляет собой са­монаматывающуюся металлическую ленту с крюком и шкалу барабан­ного типа, градуированную в миллиметрах. Манометр и указатель закрепляются на рулевом колесе автомобиля, а месдоза и крюк ленты —на педали сцепления.

При работе двигателя и нагружении ведущих колес автомобиля стендом в тех же режимах, что и при использовании стробоскопического прибора, медленно нажимают на педаль сцепления (месдозу), наблюдают за стрелкой манометра и шкалой указателя. Фиксируя показания мано­метра после свободного хода педали, определяют усилие, при котором происходит глушение двигателя. По разности показаний манометра в мо­мент глушения двигателя и в конце свободного хода педали определяют имеющиеся технические возможности сцепления и предотказные его состояния. Чем больше разность, тем лучше работает сцепление. При разности, равной нулю, происходит пробуксовка дисков сцепления.

В сравнении с первым прибором второй обладает следующими преимуществами: позволяет выявить предотказные состояния сцепления, более удобен при подключении его к автомобилю и в использовании, обеспечивает меньшую трудоемкость диагностирования системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: