Функции финансов. Характеристика

Сопоставление категорий «финансы» и «деньги».

Деньги – это всеобщий эквивалент произведенного товара.

Функции денег:

1) мера стоимости

2) средство платежа

3) средство обращения

4) мировые деньги (Евро, доллары, СДР (специальные права заимствования)

5) средство накопления (формы накопления современных денежных средств: ценные бумаги, недвижимость, антиквариат, вклады в банках, валюта, бизнес)

Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений, поэтому их роль и значение зависит от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всегда денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы и деньги это различные понятия. Они отличаются друг от друга, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого, прежде всего, измеряются затраты труда производителей. А финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД, а также орудие контроля над образованием и использованием денежных средств.

Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и осуществлять контроль над расходованием финансовых ресурсов.

Социально-экономическая сущность финансов состоит в исследовании вопроса: за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах их использует?

Сущность финансов проявляется в их функциях, а финансы выполняют 2 основные функции:

1) распределительную и

2) контрольную.

Сущность финансов проявляется в их функциях, а финансы выполняют функции:

1.распределительную и контрольную

2.регулирующую

Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль над этим распределением. Распределительная функция проявляется при распределении НД, когда происходит создание так называемых первичных фондов. Их сумма равна НД. Первичные доходы формируются при распределении НД среди участников материального производства. Они делятся на 2 группы.

1) зарплата рабочих, служащих;

2) доходы предпринимателей сферы материального производства.

Однако первичные доходы не образуют общественных денежных фондов, которые были бы доступны для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. Поэтому необходимо дальнейшее распределение, связанного с:

1. с межотраслевым и территориальным распределениями средств для удовлетворения интересов данных структур и рационального использования доходов и накоплений организаций и предприятий.

2. с наличием наряду с производственной сферой непроизводственной сферы, в которой национальный доход не образуется (сферы здравоохранения, образования, соц. страхования).

3. с перераспределением доходов между различными соц. слоями и группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные доходы, к которым относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы. Таким образом, перераспределение НД происходит между производственными и непроизводственными сферами народного хозяйства, отдельными регионами страны.

Конечная цель распределения НД совершаемая с помощью финансов состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, обеспечения высокого качества жизни населения.

Контрольная функция проявляется в контроле над распределением ВВП по соответствующим фондам и над расходованием их по целевому назначению. Это прежде всего контроль рублем в процессе существующих денежных отношений. Контроль осуществляется на всех стадиях: создания, распределения, использования, общественного продукта и национального дохода. Одна из основных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий и учреждений. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, вневедомственный, внутрихозяйственный, общественный фин. контроль и независимый (аудиторский) фин. контроль.

1.Общегосударственный финансовый контроль осуществляется государственными органами управления и контроля. Объекты контроля: любые хозяйствующие субъекты.

2.Вневедомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств. Осуществляется проверка финансово-хозяйственной деятельности только подведомственных предприятий.

3.Внутрихозяйственный контроль проводится финансовыми службами самого предприятия (бухгалтерия, финансовый отдел) – проверка производственной и финансовой деятельности 4.самого предприятия и его структурных подразделений.

5.Общественный контроль проводится физическими лицами на инициативных налогов.

6.Независимый (аудиторский) финансовый контроль осуществляют специалисты из аудиторских фирм.

7.Государственный финансовый контроль в РФ определяют высшие органы государственной власти и управления – федеральное собрание (государственная дума и совет федераций).

ФС РФ образует счетную палату, как постоянно действующий орган государственного финансового контроля.

СП осуществляет контроль над своевременным исполнением доходных и расходных статей государственного бюджета, контролирует законность своевременность движения бюджетных средств в ЦБ РФ и иных финансово-кредитных учреждениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: