Особенности планирования и финансирования расходов бюджетной системы на здравоохранение и физическую культуру в условиях ОМС

Здоровье населения является критерием качества народонаселения, с которым связаны оценка уровня образования и культуры, профессиональной подготовки, производительности труда. Здоровье населения и экономика тесно связаны друг с другом. С одной стороны, экономические достижения в обществе, уровень экономического развития, благосостояния существенно отражаются на состоянии здоровья населения. Имеются много данных, показывающих, что чем выше уровень благосостояния, тем выше уровень здоровья населения, хотя такая связь не всегда прослеживается. С другой стороны, здоровье населения – это способность к воспроизводству трудового потенциала, трудовых ресурсов, с чем связано увеличение производительных сил. Такие факторы здоровья, как старение населения, распространение острых и хронических заболеваний, инвалидизация, наносят ущерб производительным силам общества, сказываются на экономическом развитии страны.

Всемирная организация здравоохранения рекомендует на охрану здоровья населения расходовать не менее 6 – 6,5% от валового внутреннего продукта. Развитие страны Западной Европы (Германия, Франция, Швеция, Норвегия, Швейцария и др.), Япония и другие расходуют на цели здравоохранения 8 – 10% валового внутреннего продукта, а Соединенные Штаты Америки – свыше 10% ВВП. Расходы на здравоохранение в США в несколько раз превышают соответствующие расходы на оборону страны.

Одна из важных причин роста расходов на здравоохранение – возрастание потребности населения в различных видах медицинской помощи. В определенной степени это обусловлено увеличением численности населения, тенденциями в демографическом развитии, связанными со старением населения, а также с изменением характера заболеваемости населения. Для России в 90-е гг. весьма характерным является резкое увеличение численности лиц старших возрастных групп. Так, численность лиц пенсионного возраста в Российской Федерации в настоящее время превышает 21 – 22%, а по некоторым регионам России достигает 26 – 28%. В ближайшем будущем она может достигнуть 1/3 от общей численности населения.

Страховая система здравоохранения формируется на целевой основе и более защищена от остаточного принципа финансирования, характерного для многих бюджетных систем здравоохранения. Именно поэтому в России с целью соединения положительных сторон государственной и частной медицины была выбрана бюджетно-страховая модель. Выбор этот основывался на том, что системы медицинского страхования обеспечивают заинтересованность государства, предприятий и граждан в наиболее полном удовлетворении потребности населения в медицинском обслуживании. Бюджетно-страховая модель организации здравоохранения одновременно сохраняет государственные гарантии населения в медицинском обслуживании и привлекает в здравоохранение дополнительные ресурсы.

Экономическую основу медицинского страхования составляют государственные фонды здравоохранения и фонды обязательного медицинского страхования. Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения в Российской Федерации являются:

- средства федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов;

- средства организаций, предприятий и других хозяйствующих субъектов, независимо от формы собственности;

- личные средства граждан;

- доходы от ценных бумаг;

- безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования;

- иные источники, не запрещенные законодательством РФ.

Средства государственной и муниципальной систем здравоохранения практически полностью финансируются за счет средств бюджетов различных уровней. За счет этих средств реализуется государственная политика в области охраны здоровья, которая включает в себя:

- разработку и реализацию целевых программ;

- обеспечение профессиональной подготовки кадров;

- финансирование научных исследований;

- развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения;

- оплату особо дорогостоящих видов лечения;

- финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях;

- оказание медицинской помощи при массовых заболевания, в зонах стихийных бедствий и катастроф.

Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования аккумулируются в фондах: Федеральном и территориальных, являющихся самостоятельными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и созданных для обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фондов не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию.

С введением обязательного медицинского страхования вся система здравоохранения в Российской Федерации стала представлять собой совокупность двух систем: государственной (муниципальной) системы здравоохранения и государственной системы обязательного медицинского страхования.

К государственной системе здравоохранения относятся:

- лечебно-профилактические учреждения;

- аптечные пункты;

- санаторно-профилактические учреждения;

- различные научно-исследовательские институты;

- образовательные учреждения;

- фармацевтические организации и учреждения.

В соответствии с утвержденной номенклатурой учреждения здравоохранения подразделяются на:

а) лечебно-профилактические учреждения, в том числе:

- больницы

- учреждения здравоохранения особого типа

- диспансеры

- учреждения скорой помощи

- городские поликлиники

- станции переливания крови

- дома ребенка

- диагностические центры

- лепрозории

б) учреждения профилактической медицины;

в) аптечные учреждения.

Планирование здравоохранения – это обоснование и разработка соотношения потребностей населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании с возможностями их удовлетворения.

Основными принципами планирования являются:

- функционирование и развитие здравоохранения для обеспечения социальных гарантий получения населением необходимой медико-социальной помощи;

- сопряженность и единство целей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях организации и управления;

- сочетание прогнозов развития на текущий и перспективный периоды;

- научно-техническая обоснованность развития отрасли;

- обеспечение эффективного использования материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов;

- соответствие средств и ресурсов, выделенных на нужды здравоохранения, потребностям населения в получении медицинской помощи и услуг.

Учет и расходование дохода осуществляется согласно утвержденным в установленном порядке сметам доходов и расходов, которые являются основными плановыми и финансовыми документами, определяющими объем целевых используемых средств и поквартальную их разбивку. Смета затрат составляется на год на основе оперативно-сетевых и производственных показателей (среднегодового количества коек, числа должностей персонала, количества посещений).

Расчет сумм расходов по смете на планируемый год производится исходя из объема деятельности учреждения, определенного планом развития учреждения, и фактического его исполнения за предшествующий период на основе норм расходов. Установлены материальные (в натуральном выражении) и денежные (стоимостное выражение материальных) норм расходов.

Сметы расходов после проверки необходимости и целесообразности предусматриваемых расходов, соответствия их объему работы учреждения с соблюдением норм расходов утверждаются руководителем учреждения.

При составлении проекта сметы расходов учреждения производится расчет требуемых сумм расходов по каждому коду экономической классификации. Обоснование отдельных сумм расходов по смете осуществляется в приложениях к ней.

Основными статьями затрат медицинских учреждений являются расходы на заработную плату, начислений на заработную плату, приобретение предметов снабжения и расходных материалов, оплату услуг, приобретение оборудования длительного пользования и проведение капитального ремонта.

По коду 211 «Оплата труда» планируются расходы на заработную плату медицинского (раздельно врачебного, среднего, младшего), административно-хозяйственного и прочего персонала исходя из численности и квалификационно-должностного состава по действующему штатному расписанию.

Источником оплаты труда медицинских работников служит фонд оплаты труда, образованный:

- при обязательном медицинском страховании – по нормативу от дохода, полученного в соответствии с определенным способом финансирования соответствующей службы (подразделения);

- при финансировании за счет средств бюджетов всех уровней – в соответствии со сметными назначениями или по нормативу от дохода, полученного в соответствии с принятым способом финансирования соответствующего подразделения;

- при оказании платных медицинских услуг – из средств дохода от оказания платных услуг, уменьшенного на величину материальных затрат и налогов.

Число должностей медицинского персонала определяется в штатном расписании медицинского учреждения в соответствии со штатными нормативами. К смете медицинского учреждения прилагается тарификационный список. Он является основным документом для определения должностных окладов медицинских работников. Тарификационный список и штатное расписание составляются одновременно с составлением сметы по каждой должности всех структурных подразделений и учреждения в целом.

В итоге тарификационного списка показываются количество должностей и месячный фонд заработной платы по каждой группе персонала (врачей, среднего и младшего медперсонала),

Оплата труда работников учреждений здравоохранения, как и других работников бюджетной сферы, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.10.92 г. № 785 на основе Единой тарифной сетки (ЕТС) с учетом изменений и дополнений (см. таблицу 10).


Таблица 10 Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы

Разряды оплаты труда                  
Тарифные коэффициенты   1,11 1,23 1,35 1,51 1,67 1,84 2,02 2,22
Разряды оплаты труда                  
Тарифные коэффициенты 2,44 2,68 2,89 3,12 3,36 3,62 3,9 4,2 4,5

Она формируется из частей в виде оклада (ставки), а также повышений, доплат и надбавок, предусмотренных законом. Учреждение самостоятельно определяет виды и размеры надбавок, выплат с учетом квалификации и сложности выполняемых работ в пределах утвержденного норматива ФОТ или утвержденного в смете ФОТ (фонда оплаты труда).

Разряды оплаты труда работников устанавливаются по результатам тарификации и аттестации работников.

При особых условиях труда вводятся возможные надбавки и доплаты. Так, устанавливаются надбавки за непрерывный стаж работы до 80%, при тяжелых условиях работы – до 30%, за присвоение ученой степени и др.

Расходы на отопление определяются с учетом кубатуры отапливаемого здания, климатических условий и системы отопления исходя из установленных норма, цен и тарифов.

Расходы на освещение исчисляются исходя из расчета кВт/час в год на одно посещение в смену для амбулаторно-поликлинических учреждений и кВт/час в год на одно койко-место для больниц по установленным удельным нормативам потребления.

Расходы на водоснабжение (холодная и горячая вода) определяются исходя из среднего расхода на койку или посещение в смену в сопоставлении с фактически произведенными затратами в предыдущие периоды времени (с учетом предельных нормативов потребления горячей и холодной воды).

«Приобретение оборудования и инвентаря» - планируются расходы на приобретение медицинского оборудования и хозяйственного инвентаря, медицинских препаратов, приборов и инструментов, предметов ухода за больными, медицинской мебели, специальной посуды и прочих предметов. К этой статье относят расходы на приобретение противопожарного, столового оборудования, транспортных средств и др.

Органами государственной власти предпринята попытка улучшить ситуацию с предоставлением объемов и качества медицинских услуг в России. С 2006 года начата реализация приоритетного национального проекта «Здоровье».

Цели, которые ставятся в рамках национального проекта в сфере здравоохранения, поистине масштабные:

- увеличить продолжительность жизни, снизить уровень заболеваемости и инвалидности;

- повысить доступность и качество медицинской помощи населению;

- развивать профилактическую составляющую здравоохранения;

- повысить роль участковой медицинской службы, создать условия для увеличения объема оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе;

- сделать высокотехнологичные виды медицинской помощи доступным не только для привилегированных слоев, но и для всего населения.

Таблица 11 – Финансирование национального проекта «Здоровье»

Мероприятия 2006 г., млрд. руб. 2007 г. (проект), млрд. руб. Изменение Показатели результатов
Млрд. руб. %
           
Национальный проект «Здоровье» - всего 62,6 107,7 45,1 72,1%  
Высокотехнологичные виды медицинской помощи 4,1 17,5 13,4 326,3%  
Строительство центров высоких медицин­ских технологий 12,6 19,4 6,8 54,0%  
Укрепление диагностической службы пер­вичной медицинской помощи 14,3 15,4 1,1 7,7% 5085 учреж­дений
Профилактика, выявление и лечение ВИЧ, гепатита В, С 3,3 8,0 4,7 142,4% 20 млн. чел.
Обследование новорожденных 0,4 0,4 0,0 0,0% 1,3 млн. чел.
Укрепление материально-технической базы службы скорой медицинской помощи 3,6 3,9 0,3 8,3% 6 060 машин
Иммунизация населения 4,2 6,1 1,9 45,2% 51,2 млн. чел.
Выплаты врачам общей практики, участ­ковым терапевтам, педиатрам, медицин­ским сестрам 12,8 20,8 8,0 62,5%  
Диспансеризация работающих граждан 2,0 4,0 2,0 100,0% 11,1 млн. чел.
Дополнительная подготовка врачей об­щей практики, участковых терапевтов и педиатров 0,2 0,3 0,1 50,0%  
Субсидии регионам на выплаты меди­цинскому персоналу фельдшерско-аку­шерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам «Скорой медицинской по­мощи» 4,7 11,2 6,5 138,4%  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: