Выбор тех или иных показателей, характеризующих эффективность и конкурентоспособность фирмы, зависит от целей, которые ставит перед собой организация, втом числе при выборе партнера по логистической системе. В любом случае наиболее важными факторами, которыми необходимо руководствоваться, являются репутация фирмы и ее продукции, надежное финансовое положение и платежеспособность, достаточный производственный и научно-технический потенциал. Как правило, сопоставление показателей выполняется за несколько лет.
Появление новых форм отношений между предприятиями-участниками цепей поставок в связи с использованием новых информационных технологий, систем электронной коммерции и т.д. изменило соотношение сил на внутренних и мировых рынках (например, по мнению ряда исследований, Интернет становится «великим уравнителем» в сфере конкуренции). Традиционные условия и способы конкурентной борьбы начинают претерпевать изменения, которые затрагивают интересы всех организаций, имеющих отношение к системам «закупка — производство — реализация».
В этих условиях, решая проблему конкурентоспособности и выживаемости логистической системы (ЛС), приходится при формировании стратегии и тактики в обязательном порядке учитывать действие центробежных и центростремительных сил в системе взаимоотношений участников логистических цепей.
Опыт показывает, что большинство видов деятельности в бизнесе проявляет тенденцию постепенно отклонятся от того направления, которое первоначально было выбрано и заявлено. Силы, порождающие такое рассогласование, можно считать центробежными. Они порождают соответствующее (часто негативное) отношение потребителей и партнеров по бизнесу друг к другу.
Если все виды деятельности организации сфокусированы на достижении целей, связанных с конкретными потребителями, она функционирует эффективнее. Тем самым в ней сильнее реализуются центростремительные силы. Это происходит потому, что в «центростремительном» бизнесе осуществляется координация непреднамеренных и целенаправленных (преднамеренных) коммуникаций. В «центробежном» бизнесе имеющиеся логистические звенья и ресурсы не обеспечивают тесного взаимодействия, а сотрудники мотивированы только на достижение базовых уровней обслуживания потребителей. В результате «центробежный» бизнес оказывается в невыгодном положении и проигрывает в сравнении с «центростремительным». Существует мнение, что рыночная позиция, занимаемая бизнесом — это комбинация некоторых достигнутых стратегических целей и тех, которые не достигнуты из-за действия менеджеров в результате меняющихся внешних условий, а также отклонений от первоначально выбранных стратегий. Отсутствие четкой стратегии сказывается прежде всего на бюджете и порождает избыточные затраты.
Обеспечение конкурентоспособности цепи поставок в условиях глобализации экономики и развития рыночных отношений в отечественном производстве и распределении (производитель-оптовик, розничная торговля, обслуживающие специалисты) невозможно без учета двух главных источников эффективности: прочных связей (добровольного партнерства) и предотвращения непроизводительных затрат (в том числе на основе совместного планирования).
Важным фактором конкурентоспособности фирмы и цепи поставок в разрезе логистических решений служит пороговый уровень обслуживания, т.е. сервисные возможности с минимальным уровнем общих издержек при заданном уровне доступности запасов. Поэтому для снижения действия центробежных сил в ЛС оценка потенциальных модификаций ЛС должна проводиться на основе анализа чувствительности эффективности ЛС к изменению значимых факторов (например, числа складов; состава операций в рамках общего функционального цикла; политики страховых запасов и т.д.).
Для усиления центростремительных сил стратегии логистики должны быть ориентированы на максимизацию сервиса при ориентации на ряд экономических показателей: минимальный уровень общих издержек; максимальный уровень краткосрочной прибыли; максимальный уровень конкурентных преимуществ; минимальный уровень используемых активов.
Современное представление о конкурентоспособности, по существу, сводится к следующей формуле: «Фирме надо делать больше с меньшими затратами, пока она не станет делать все, не затрачивая ничего».
Не претендуя в полном объеме на достижение подобной цели, логистический менеджмент в традиционных функциональных областях логистики способен направить свои действия на совершенствование ряда производственных и экономических показателей эффективности логистических систем.
В области управления поставками:
· повышение уровня взаимодействия всех участников цепи поставок, рост степени доверия и сотрудничества, вплоть до объединений в партнерства, союзы и совместные предприятия;
· внедрение норм и правил экономического взаимодействия, направленных на повышение конкурентоспособности цепи поставок в целом;
· сокращение уровня запасов в логистической цепи поставок, в том числе запасов в пути, при сохранении высокой надежности поставок;
· повышение показателей оборачиваемости запасов на всех уровнях ЛС;
· повышение производительности труда в складских и транспортных подразделениях, приведение их работы в цепи поставок к единому стандарту.
Непосредственно в производстве:
· сокращение запасов незавершенного производства;
· повышение показателей использования оборудования;
· углубление производственной специализации участников цепи поставок, направленное на снижение общих производственных и логистических издержек.
В области дистрибьюции:
· совершенствование реакции участников цепи поставок на изменяющиеся требования рынка, вплоть до самых первых звеньев цепи;
· сокращения операционного цикла обращения оборотных средств на этапе конечного распределения;
· постоянное совершенствование логистического сервиса.