Экспедиторское поручение на оформление претензий и исков по договорам перевозки

Большое значение в претензионной работе имеет органи­зация экспертизы. Как уже говорилось выше, она выполняет­ся специализированными фирмами, в том числе «Росэкспер-тизой» Торгово-Промышленной Палаты Российской Феде­рации, агентами Ллойда (агентами корпорации Ллойда — Lloyd's agent). Экспертиза проводится по инициативе как грузополучателя, так и перевозчика или страховщика (и опять-таки страховщика перевозчика и страховщика грузовладель­ца). Часто проводится совместное обследование груза (joint cargo survey) — осмотр поврежденного груза сюрвейерами (surveyors), назначенными перевозчиком и грузоотправите­лем. Следует отметить, что, как правило, в конце экспертизы разные эксперты выносят общее или единое мнение в виде акта или сертификата освидетельствования груза (сертифи­ката повреждения груза — certificate of damage, certificate of survey).

МПС РФ разработало стандартную форму Акта эксперти­зы ГУ-Ю4 (см. приложение №69).

При расхождении во мнениях экспертов дело решается в суде, который может назначить своего сюрвейера, выступаю­щего уже в качестве арбитра. Очень часто эксперты высказы­вают предложения по мирному урегулированию претензии, вносят предложения по устранению ущерба или альтернатив­ному использованию поврежденного товара и т.д., которые рассматриваются сторонами конфликта.

Законом (уставами) точно определен круг лиц, имеющих право на предъявление претензий, а затем исков к перевоз­чику. Так, например, Устав железнодорожного транспорта определяет, что претензию и иск к железной дороге по пово­ду перевозки может предъявить как грузоотправитель, так и грузополучатель. По правилам СМГС, при утрате груза это право могут осуществлять и получатель и отправитель, а при недостаче, порче или повреждении груза, а также при про­срочке в доставке и задержке выдачи — только получатель.

В настоящее время в России Кодексами и Уставами уста­навливаются одинаковые сроки претензионных сроков и сро­ков исковой давности. Требуется вместе с тем следить за вы­полнением требований по составу прилагаемых к претензи­ям и искам документов (оригиналов, копий и т.д.), а также по адресатам приема претензий (грузовая служба дороги, финан­совая служба и т.д.). Для правильного решения вопроса реко­мендуется обращаться к публикуемым «Комментариям» к Кодексам и Уставам.

Передача права на предъявление претензий и исков грузоотправителем получателю, грузополучателем отправителю, или вышестоящей организации, или экспедитору оформляется посредством надлежащего оформления договора поручения или выдачей надлежаще оформленной доверенности (как правило, переуступочной подписью на грузовой квитан­ции, накладной следующего содержания: «Право на предъяв­ление претензии и иска передано: наименование юридичес­кого или физического лица)», подтвержденной двумя подпи­сями и печатью.

Может иметь место выдача свидетельства о переуступке права требования (a certificate of subrogation), например, от страхователя к страховщику (суброгация).

Претензии «Экспедитора» к инофирмам, предприятиям и организациям РФ и стран СНГ, с которыми заключены аген­тские и другие соглашения, могут основываться на условиях заключенных «Экспедитором» соглашений и договоров и нор­мах национального российского законодательства, подлежа­щих к применению в соответствии с положениями междуна­родных конвенций и международным частным правом.

Если экспедиторский договор или соглашение подписано «Экспедитором» в Москве или вообще на территории РФ, то по законодательству РФ, а также многих зарубежных стран при­меняется закон места подписания соглашения или заключе­ния сделки, т.е. ГК РФ. Поэтому, по возможности, следует зак­лючать сделки и подписывать соглашения в своей стране.

«Экспедитор» может предъявить претензии и требования по уплате штрафов, за несвоевременное представление доку­ментов, при неполноценности представленных документов, в случае просрочек в оплате счетов, ненадлежащем выполне­нии контрагентом по сделке или соглашению своих обязан­ностей.

Претензии и иски в этом случае могут быть заявлены в течение 3 лет (ст. 196 ГК РФ) со дня, когда стало известно или должно быть известно о нарушении прав «Экспедитора» (ст. 200 ГК РФ).

В претензионной работе находит свое применение зало­говое право на груз или транспортное средство (lien). Такое право представляется для покрытия убытков, расходов и т.п. и предусматривается в договорах перевозки.

Так, например, залоговое право предусмотрено в догово­рах спасания для покрытия расходов по спасанию судна пу­тем его ареста или продажи (maritime lien). Может приме­няться право задержания (possessory lien), когда кредитор имеет право задержать имущество должника (например, груз) до покрытия долга. Наибольшее распространение имеет ге­неральное залоговое право (general lien), по которому пере­возчик имеет право приостановить выгрузку груза до уплаты фрахта и других платежей.

При тайм-чартере по договору такое право может предос­тавляться как судовладельцу в части груза, так и фрахтовате­лю в части судна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: