Общность

Школа

Модернизм

Художественные направления как составляющие литературного процесса

Ренессанс Барокко
Классицизм
Просвещение
Сентиментализм Романтизм
Критический реализм
Натурализм
Социалистический реализм Модернизм

Течение – подразделение литературного направления

символизм акмеизм кубофутуризм эгофутуризм имажинизм конструктивизм сюрреализм экспрессионизм дадаизм «поток сознания» драма абсурда «новый роман»
по лидеру по региону по тематике по эстетической ориентации
Натуральная школа Гоголя Озерная школа романтиков Школа писателей деревенщиков «Серапионовы братья»
Поэты Некрасовской школы Вологодская школа Производственная драма Концептуалисты

Родовое и жанрово-видовое деление художественной

литературы

Художественная литература как динамическая, исторически изменяющаяся система жанров, ассоциирующихся в виды и роды

Рождение, развитие и упадок жанровых и видовых образований – это процесс, который имеет свои закономерности. Существуют объективные трудности классификации родов литературы. Система признаков родового членения: 1) предмет изображения; 2) отношение к нему речевой структуры; 3) способы организации художественного времени и пространства (хронотопа). Таким образом, род – «ряд литературных произведений, сходных по типу своей речевой организации и познавательной направленности на объект или субъект или сам акт художественного высказывания: слово либо изображает предметный мир, либо выражает состояние говорящего, либо воспроизводит процесс речевого общения» (М.Н. Эпштейн). Традиционно выделяются три рода литературы, каждый из которых определяет функции слова (репрезентативной, эмотивной, коммуникативной) и разрабатывает ее эстетическую специфику: 1) эпос, охватывающий бытие в его пластичной объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетность); 2) лирика, запечатлевающая внутренний мир личности в его импульсивности и спонтанности, в становлении и смене впечатлений, грез, настроений, ассоциаций, медитаций, рефлексий (экспрессивность); 3) драма, фиксирующая речевые акты в их эмоционально волевой устремленности и социально-психологической характерности, в их внутренней свободе и внешней обусловленности, то есть в их двойственной эспрессивно-сюжетной соотнесенности, позволяющей видеть в этом роде литературы слияние черт лирики и эпоса. Понятие рода сформировалось на определенном этапе развития художественной культуры. А.Н. Веселовский рассматривал вопрос о синкретизме древнейшей поэзии и начале дифференциации поэтических родов. Теория подражания («мимезис») и система литературных родов была разработана в трактате Аристотеля «Об искусстве поэзии». Он выделял три способа подражания в поэзии. Продолжателями формальной родовой дифференциации в немецкой эстетике на рубеже XVIII – XIX вв. были Гете, Шиллер, Авг. Шлегель и Шеллинг. Родовое и жанрово-видовое деление литературы в теории классицизма было предложено Н. Буало. Романтики подвергли критике жанровую теорию классицизма (В. Гюго). Содержательный принцип родового членения выдвинул Гегель. В России значительную роль сыграло учение Белинского о жанровой систематизации литературных произведений.

Ф. Гегель, предложивший содержательный принцип родового членения, разграничил их в соответствии с предметом изображения: в основе эпоса находится событие, в основе драмы – действие, а лирики – чувства, ощущения, настроения. В одном случае возникает эпическая дистанция, в другом – драматическая коллизия, в третьем – лирическая изоляция. Все это воплощает эстетический комплекс разобщенности и противостояния человека и мира.

Род определяет меру, состав и связь частей в произведении. Эпос предполагает просторность, неограниченность объема, драма скована в объеме временем театральной постановки, лирика – необходимостью передать чувство в сжатой, компактной форме (отсюда то, что Ю. Тынянов назвал «теснотой стихового ряда»). Род литературы диктует состав произведения, то есть те композиционно-речевые формы, которые являются доминирующими в нем: диалог в драме, монолог в лирике, диалог и монолог – в эпосе. Что касается связи, то отдельные части эпического произведения могут быть относительно автономными, автор свободен в объединении отдельных частей. В драматическом произведении существует жесткая связь между частями, так как в происходящем на глазах зрителей действии одна ситуация должна быть причиной следующей. Лирику отличает точечность. Можно говорить об избирательной способности каждого из родов к синтезу с другими видами искусства: например, лирики с музыкой (пение), драмы с пантомимой и живописью (театр и картины), эпоса с живописью и графикой (иллюстрации в книге).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: