Организационно-правовой механизм охраны окружающей среды

19.04.2013

Соотношение экологического право с отраслями.

Соотношение отраслей – это выявление общих и особенных положений присущих им (по предмету, методу).

Соотношение с природно-ресурсным правом.

Предметом природно-ресурсного права являются отношения по рациональному использованию природных ресурсов, которые связаны с их извлечением из окружающей среды и нарушением целостности последней.

Экологическое право своей целью напротив имеет обеспечение охраны окружающей среды, как единой целостности.

Соотношение с земельным правом.

Предмет:

а) это отношение по управлению земельными ресурсами

б) отношение пользования по распоряжению, владению, пользованию земельными участками

в) охрана земель не зависимо от их категории. Отношения по охране земель регулируется нормами земельного законодательствами, если иное не установлено нормами законодательства об охране окружающей среды.

Соотношение с аграрным правом.

Его предмет – это отношение по производству первичной переработки сельхоз продукции, к данным отношениям применяются эколого-правовые нормы, касающиеся нормирования и иных веществ влияющих на качество продукции.

Отношения по охране земель сельскохозяйственного назначения: регулируются нормами экологического, аграрного и земельного законодательства.

Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза – это установление соответствия документов и /или документации, обосновывающей в связи с реализацией объекта экологической экспертизы, намечаемую деятельность экологическим требованиям.

В РФ 2 вида экологической экспертизы:

- государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном и региональном уровнях. На федеральном уровне ее проводит федеральная служба по надзору в сфере природопользования (специально уполномоченный государственный орган на проведение государственной экологической экспертизы). На региональном уровне государственная экологическая экспертиза проводится исполнительными органами субъекта РФ

- общественная экологическая экспертиза проводится общественными объединениями граждан, основной целью деятельности которых является охрана окружающей среды в том числе, проведение общественной экологической экспертизы. В статье 11 Закона об экологической экспертизе приведен исчерпывающий перечень ее объектов, в отношении которых проводится экспертиза на федеральном уровне:

  1. Проекты нормативно-технической и инструктивно-методической документации, утверждаемой федеральными органами исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды.
  2. Проекты документации на новую технику и технологии, новые вещества, использование которых потенциально опасно для окружающей среды.
  3. Проекты, соглашения о разделе продукции.

В 12 статье того же закона приведен перечень объектов экспертизы регионального уровня: проекты нормативно-технической и инструктивно-методической документации, утверждаемые региональными органами исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды.

Объектами общественной экологической экспертизы являются те же что и для государственной за исключением объектов сведения о которых составляют государственную коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Порядок проведения государственной экологической экспертизы

Экспертиза проводится экспертной комиссией, в составе которой выделяются: председатель, ответственный секретарь и члены комиссии. Председатель и секретарь назначаются из штатных сотрудников государственного органа. Члены комиссии могут привлекаться на основании гражданско-правовых договоров.

Экспертиза проводится при соблюдении 2 условий:

1. Полная предоплата

2. Представление экспертной комиссии необходимых материалов.

На государственную экологическую экспертизу представляется следующая документация:

1) Объект экспертизы

2) Материалы оценки воздействия на окружающую среду планируемой деятельности (ОВОС)

3) Заключение общественной экологической экспертизы, если она проводилась

4) Материалы, подтверждающие проведение публичных обсуждений с гражданами намеченной деятельности, если реализация этой деятельности затрагивает их права и интересы, ее обсуждение предусмотрено законом

5) Разрешительная документация органов контроля и надзора

Максимальный срок проведения экспертизы составляет 6 месяцев. Непосредственно срок проведения экспертизы зависит от степени сложности объекта. Для простых объектов максимальный срок проведения 30 дней, для объектов средней сложности 60 дней, для сложных объектов – 120 дней. В последнем случае срок экспертизы может быть продлен до 180 дней.

Итогом проведения государственной экологической экспертизы является заключение, которое содержит выводы относительно соответствия или не соответствия документов или документации, обосновывающую намеченную деятельность экологическим требованиям.

Заключение должно быть одобрено не менее 2/3 от списочного состава экспертной комиссии.

Заключение подписывается председателем, секретарем и всеми членами экспертной комиссии. Если кто-либо из экспертов не согласен с общими выводами экспертной комиссии в письменной форме представляют свое особое мнение. Заключение государственной экологической экспертизы приобретает статус заключения (становится правовым актом) с момента его утверждения специально уполномоченным государственным органом на проведение государственной экологической экспертизы, утверждение заключения подтверждает соблюдение законности проведения экспертизы в соответствии формы заключения установленным требованиям.

Заключение может быть положительным или отрицательным.

Отрицательное заключение является препятствием к осуществлению намеченной деятельности. Заказчик документации вправе обжаловать решение комиссии в судебном порядке либо после устранения выявленных недостатков повторно обратиться за проведением экспертизы в отношении этого же объекта.

Положительное заключение экологической экспертизы утрачивает юридическую силу в следующих случаях:

1) Изменение условий природопользования в стране

2) Истечение срока действия заключения экспертизы

3) Внесение изменений в объект экспертизы ранее получившей положительное заключение

4) Отступление от объекта экспертизы, также получившего положительное заключение

Проведение общественной экологической экспертизы

Общественная экологическая экспертиза проводится до или одновременно с государственной. Инициаторами ее проведения могут быть граждане, их общественные организации и органы местного самоуправления. Проводить экспертизу могут только экологические общественные объединения граждан. Обязательным условием проведения экологической экспертизы является государственная регистрация, заявление о ее проведении в органах местного самоуправления. В течении 7 дней муниципалитет регистрирует или отказывает в регистрации заявления. Отказать в регистрации органа местного самоуправления могут в следующих случаях:

1) Если сведения об объекте составляют государственную коммерческую или иную охраняемую законом тайну

2) Если общественная экологическая экспертиза дважды уже проводилась в отношении этого же объекта

3) Если устав объединения не соответствует установленным требованиям

4) Если заявление не соответствует установленной форме

5) Если не представлена копия свидетельства о государственной регистрации общественного объединения

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу с момента его утверждения специально уполномоченным государственным органом на проведение государственной экологической экспертизы.

Нормирование качества окружающей среды и экологический мониторинг

Нормирование качества окружающей среды – это деятельность государственных органов, направленная на ограничение воздействия на окружающую среду в том числе местах расположения стационарных источников загрязнения.

Нормирование включает:

1) Нормативы качества окружающей среды включают:

- нормативы, устанавливаемые в соответствии с естественными химическими показателями окружающей среды;

- нормативы, устанавливаемы в соответствии с естественными физическими показателями окружающей среды;

- нормативы, устанавливаемые в соответствии с биологическими показателями окружающей среды.

2) Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду включают:

- нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

- нормативы допустимого физического воздействия (уровень шума, вибрации, электромагнитного излучения и прочее), то есть те, которые порождает человек;

- нормативы допустимой антропогенной нагрузки;

- нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещения;

- нормативы допустимого изъятия компонентов окружающей среды и иные виды.

3) Лимиты используются в случаях не возможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Невозможность соблюдения нормативов должна быть обусловлена объективными причинами: модернизация очистных сооружений, проведение природоохранных мероприятий, внедрение безотходных/ малоотходных технологий. Лимиты носят временный характер и утверждаются государственным органом.

4) Техническая документация и стандарты: госстандарты, технические стандарты, Сан ПИНы и другие.

Экологический мониторинг – это система долгосрочных наблюдений за состоянием окружающей среды, оценка и прогноз ее состояния в местах негативного воздействия на нее. Основным органом, осуществляющим экологический мониторинг, является федеральная служба по Гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: