Предмет, цель и задачи дисциплины. Объект и содержание курса
Л Е К Ц И И Экономика предприятия
Тема 1: Экономика предприятия как самостоятельная эк дисциплина
1.Предмет, цель и задачи дисциплины. Объект и содержание курса
2.Методологические аспекты и методы науки
Слово «экономика» (греч) – законы хозяйствования или искусство ведения хозяйства.
Аспекты:
1) под эк понимается совокупность отраслей народного хозяйства, обеспечивающая общество жизненно необходимыми материальными благами или услугами. Это главная сфера деятельности человека.
2) эк – совокупность общественных отношений между людьми, возникающих в процессе распределения, обмена и потребления материальных благ (производственные отношения). Эти отношения регулируются эк законами (устойчивыми причинно—следственными связями, имеющими объективный характер): закон спроса и предложения, убывающей предельной полезности, закон соответствия развития производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил (предмет труда и стредство труда).
|
|
3) эк – научная дисциплина, кот в зависимости от объекта исследования подразделяется на части:
- макроэк (крупные проблемы)
- микроэк (эк процессы деятельности объектов)
- эк предприятия (механизм функционирования, ресурсы)
- отраслевая эк наука (эк строительства, связи)
Цель дисциплины – дать системное, целостное представление о базовых принципах, закономерностях и механизме функционирования пр.
Задачи многоплановы, в первую очередь разработка и эк обоснование:
1.Организационно-правовых форм хозяйствования с учетом природно-эк и демографических условий
2.Оптимальной производственно-отраслевой структуры с учетом конъюнктуры рынка
3.Методов эффективного использования земельных, материальных и трудовых ресурсов
4.Эффективных форм организации и оплаты труда
5.Оптимальных размеров с-х пр с учетом природно-эк условий
6.Рациональных форм кооперации и интеграции с-х пр с предприятиями др отраслей АПК
7.Эффективной системы управления пр
8.Эк механизма функционирования с-х товаропроизводителей в условиях рыночн отношений.
Объект – с-х предприятие.
Предмет – изучение производств отношений между людьми и труд коллективами в процессе пр-ва продукции и между предприятиями по поводу ее распределения, обмена и потребления, а т/ж механизма действия законов и форм их проявления с учетом специфики с-х.
Связь с др дисциплинами:
- теоретико-методологического направления: философия, эк теория, эк АПК, управление АПК
- направление обеспечивающее связь эк процессов внутри пр: орг-я пр-ва на пр АПК, маркетинг, АХД, менеджмент, оценка инвестицион проектов
|
|
- обеспечивающие изучение количественных форм эк явлений и процессов: статистика, бухучет, финансы и кредит.
Эк исследование – сложный процесс, включающий этапы:
1.Обоснование темы, целей, задач
2.Выдвижение гипотез (научных предположений)
3.Выбор объекта (пр)
4.Составление программы (содержание)
5.Накопление фактов и их анализ
6.Теоретические обобщения
7.Формулировка видов и разработка мер по их использованию на практике.
В основе любого исследования лежит методологическое учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Методология базируется на методах, которые определяют содержание и последовательность действий исследователя, порядок изложения результатов и способы их использования. Различают:
- общенаучные:
· методы научной абстракции
· метод индукции
· дедукции
· метод сравнительного анализа
· экспериментальный
- специфические:
· статистико-эк (группировка, индексы, графики)
· монографический
· расчетно-конструктивный
· эк-математические (статистические и математическое моделирование)
· балансовый
тема 2: Предприятие — главный субъект и объект предпринимательской деятельности
1.Эк пр: понятие, внешние и внутрен условия развития и цели деятельности
2.Предпринимат среда функционирования пр: понятия и виды
3.НПА, регламентирующие деятельность пр как хозяйствующий субъект
4.Осн черты пр
5.Классификация пр: признаки классификации
6.Формы пр
1.Эк пр: понятие, внешние и внутрен условия развития и цели деятельности
По Грузинову эк пр — совокупность факторов производства (собственных и заемных), непроизводственных факторов (дет сады), фондов обращения (гот продукция, ден средства), оборотных производственных фондов (ПЗ, незавершенное пр-во), НМА (патенты), доходов или прибыли, получаемых в результате реализации продукции и оказания услуг.
По Горфинкелю и Швандеру эк пр — соотношение ресурсов на входе и на выходе, т е любое пр независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, отраслевой принадлежности, выпускаемой продукции явл открытой эк системой.
Рыночная модель пр
4. Соц среда |
7. Экономика пр |
Предприятие: 1. Преобразован ресурсов |
2. Ресурсы-затраты |
3. Ресурсы-результаты |
5. Природная среда |
6. Маркетинг на входе |
8. Маркетинг на выходе |
Вход |
Выход |
Внешние условия: Рыночная система хозяйствования, кот предполагает для каждого конкретного пр поиск и разработку собственного пути развития, должна развиваться, улучшать состояние эк благодаря:
- оптимальн соотношению м/д затратами и результатами
- поиску новых форм приложения капитала
- нахождению более эффективных способов доведения продукции до потребителя
- проведению соответствующей товарной политики
Внутренние факторы:
- факторы ресурсного обеспечения пр-ва (земля, труд, капитал, предпр способности)
- факторы, обеспечивающие желаемый уровень эк и технич развития пр (достижения НТП, организация труда и пр-ва, повышение квалиф, внедрение инноваций)
- факторы обеспечивающие коммерч эф-ть произв-хоз деятельности пр.
Цель деятельности пр носит двойственный характер — с одной стороны, полное и наилучшее удовлетворение запросов потребителей, а с др стороны, получение максимальной прибыли от реализации готовой продукции, выполнения работ и оказания услуг.
В условиях рын эк важные задачи пр:
- обеспечение финанс устойчивости
- получение максим прибыли на ед продукции при миним затратах труда и средств
- обеспечение работников пр ЗП, создание нормальн условий труда и возможности проф роста
- охрана окружающей среды
- решение соц вопросов трудового коллектива.
|
|
2.Предпринимат среда функционирования пр: понятия и виды
В условиях плановой эк пр характеризовалось как территориально-целостный, компактный, эк-географический объект, первичное звено общественного разделения труда, производящее и реализующее определенную продукцию, характеризующееся относительной эк самостоятельностью и технологической завершенность по производству продукции.
В условиях рыночной системы:
1.Современ эк характеризует пр как первичное звено эк системы, как обособленный технико-эк комплекс, предназначенный для пр-ва полезных для общества благ
2.Толковый словарь делового человека характеризует пр как самостоят хозяйствующий субъект, явл-ся ЮЛ, созданный для пр-ва продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения обществен потребностей и получения прибыли
3.ГК РФ ст 132 характеризует пр как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деят-ти.
Пр работает в предпринимательской среде, она характеризуется:
- сложившейся эк ситуацией — эк ситуация определяет доходы и покупательную способность населения, а т/ж уровень безработицы и занятости, степень эк свободы предпринимателей, возможности инвестирования
- сложившейся политич ситуации — зависит от целей и задач находящегося у власти правительства
- правовой среды — система законов и др НПА, регулирующих все виды деят-ти пр. Степень разработанности правовой базы обуславливает стабильность пр
- Географич среды — природно-климатич и сезонные условия, наличие автомагистрали, путей. Географич факторы учитываются при выборе места размещения пр, разработке схем поставки сырья, распределен готовой продукции
- Экологической ситуации — состояние окружающей среды, степень экологич рисков (при выборе технологии, сырья)
- институциональной среды — характеризуется наличием институтов, с пом кот осущ-ся различные операции (банки, биржи, агентства по рекламе и аудиту)
- состоянием информационной системы
- соц-культурной среды
- технологической ситуации
|
|