Рынок возник на заре человеческой цивилизации, когда возникла необходимость в обмене продуктов труда, в результате чего они превращались в товар, а натуральное производство – в товарное производство. Этому способствовало происходящее разделение и кооперация труда, его специализация, рост производительности, совершенствование производства, рост потребности в товарах, конкуренция и другие факторы рынка, которые преобразовали рынок из стихии в регулируемый инструмент хозяйствования.
Под рынком следует понимать процесс товарообменных взаимодействий между производителями и потребителями продуктов труда при наличии спроса и предложения на них.
При раскрытии темы рынка используются следующие категории и понятия:
- товар – продукт труда, объект купли-продажи, который выражается не только в вещественной форме, но и в виде услуг, результатов творческого, интеллектуального труда, научных публикаций, патентов и т. п.;
- товарное производство – организация общественного производства при которой производственные отношения людей опосредствуются через куплю-продажу результатов труда на рынке;
|
|
- инфраструктура рынка – сфера, обеспечивающая эффективный товарообмен между продавцами и покупателями (банки, биржи, посредники, информатика, склады, транспорт и др.);
- рыночное равновесие – соответствие между спросом и предложением на товары и услуги;
- спрос – потребность, обеспеченная платёжными средствами. Его объём определяется суммой доходов предприятий и населения. Спрос порождает предложение;
- предложение – обеспечивается совокупностью товаров и услуг, рекомендуемых к реализации на рынке. Как правило, является ответной реакцией на спрос;
- эластичность спроса и предложения – это степень их изменения под воздействием цен;
- закон стоимости – согласно которому объективно создаётся субстанция товара. В её основе лежит величина общественно необходимого труда – его стоимость, денежным выражением которого является цена товара. Она колеблется вокруг его стоимости в зависимости от спроса и предложения. Чем выше спрос ниже предложение, тем выше цена и наоборот, со снижением спроса и ростом предложения – снижается цена;
- рыночная стоимость – средняя стоимость данного товара, образующаяся на рынке в результате конкуренции различных предприятий одной отрасли, не зависимо от индивидуальных затрат при лучших, средних или худших условиях.
- рыночная цена – это господствующая на рынке цена определённого товара, уплачиваемая независимо от индивидуальных издержек производства;
- цена производства – обеспечивает возмещение издержек производства и получения средней прибыли пропорционально авансированному капиталу (Ен = 0,15);
|
|
- конкуренция – это соперничество между производителями товара за более выгодные условия его производства и сбыта. Различают внутриотраслевую, межотраслевую и международную конкуренцию;
- совокупный (валовой) доход предприятия Представляет собой выручку от реализации товаров, работ, услуг, низменных производственных фондов и иного имущества, а так же в не реализационных операций за вычетом материальных затрат.
- валовая прибыль слагается из разницы между реализацией товаров, услуг и доходов от вне реализационных операций, с одной стороны, и расходов по этим операциям;
- прибыль от реализациипродукции определяется как разница между выручкой без НДС и акцизов, и затратами на производство.