Исторические типы морали: проблемы развития и его критериев

Исторические типы морали можно рассматривать с различных точек зрения. Во-первых, существует пятичленная модель исторических этапов Маркса, знакомая нам со школы. Во вторых, можно разделять исторические этапы по типам связи личности и общества: 1) протомораль – первобытное общество (родовая взаимосвязь); 2) рабовладение и феодализм (личная зависимость); 3) капитализм и социализм (опосредованная экономическая зависимость). Критерии развития морали заключаются в особенностях функционирования морали, во влиянии на нее общественного развития (изменение ценностей, обычаев, нравов).

Первобытное общество (около 2 млн. – 50 тыс. лет до н.э.) – обычай захоронения умерших какое-то время считался признаком зарождения морали, но потом решили, что это была не мораль, а элементарная необходимость. Период материнского рода (около 6 тыс. лет до н.э.) – возникновение протоморали (дифференциация сознания). Здесь появляются имена. Имя – фиксация особенностей, отличий одного от другого, осознанные индивидом. Необходимость сохранения рода от внутреннего и внешнего разрушения приводит к возникновению морали (мораль как хранительница общности). Первые нормы регулирования – табу. Одновременно шел процесс формирования и морального сознания и моральной практики. Первая оппозиция: полезное и вредное, опасное и безопасное. Нужно отметить двойственность первобытной морали. Все люди делятся на своих и чужих. Талион (лат. возмездие) – обычай ограничения кровной мести (око за око…). Талион – основа моральной и правовой регуляции. В основе принцип воздающей справедливости. Затем в середине 18 века появляется «золотое правило нравственности»: не делай другому того, чего себе не желаешь. Оно существовало и раньше, но обозначаться так стало только в 18 веке. Это правило знаменовало переход от безличной ответственности рода к ответственности индивида. Общечеловеческий смысл золотого правила сопряжен с идеей равенства. Его положительное значение: личность берет ответственность на себя, вырабатывает способность ставить себя на место другого. Мораль исторически изменчива.

Рабовладение. Появляется частная собственность и возникает неравенство, деление на классы, антагонизм между бедными и богатыми. Благодаря этому появляется мораль, которая выражает классовые интересы. Рабовладельцы пытаются превратить свою мораль во всеобщую. Возникает этика как попытка осмысления процессов нравственной жизни и их мировоззренческого оправдания. У каждого класса свои представления о достоинствах и пороках, поэтому возникает две системы морали и два идеала человека (воитель у религиозной знати, труженик у низшего класса). Мало источников о нравственности рабов, так как духовная культура развивалась только среди представителей рабовладельцев (у них было время и средства). Разобщенность рабов, разноязычие, этническая пестрота мешали выработке единой морали, которая бы отражала их интересы. А рабовладельцы рассматривали раба как вещь. Нарастание протеста, борьба между классами привели к возникновению новых представлений о ценности и достоинстве личности, значимости каждого человека. Добродетели в рабовладельческом обществе: трудолюбие – добродетель черни. Так, у Платона есть три добродетели: мудрость (философы-правители), мужество (воины) и умеренность, сдержанность (те, кто заняты трудом - ремесленники), а про нравственность рабов вообще нет речи. Гражданские добродетели рабовладельцев – мужество, храбрость, стойкость, верность городу-государству – уживались с презрением к мирному труду, жестокостью в войнах, часто и властолюбием. Но здесь и формируются гуманистические представления о назначении человека, смысла его жизни: все люди равны перед нравственным законом, совершенствование духа. Но они еще очень абстрактны.

Феодализм. С социальным неравенством появляется моральное неравенство, статусная мораль, мораль «отцов и детей». Главная моральная ценность - принцип сословной чести. Это пирамида отношений личной зависимости, строго зафиксированная в иерархической системе сословно-классовых и профессионально-корпоративных статусов. Большая зависимость каждого привела к тому, что без покровительства не могло быть безопасности. Моральный престиж зависит от статуса человека и выглядит как обладанием естественными моральными качествами. Справедливость тоже зависит от сословия. Исходная позиция морального сознания – представление о подобающем месте в иерархии. Нравственность закрепляется в религиозных формах как божественное установление соблюдать свое место в жизни. На первое место выходит мораль «отцов и детей» (старших и младших) – феодал-отец, крестьяне-дети. У крестьян были и свои нравственные представления – жизнь по правде и идея вольности, что влекло за собой восстания крестьян. У феодалов: сословная честь, верность старшим, воинская храбрость, слава, щедрость, набожность, милостливость.

Капитализм. Смена моральных ценностей, появление личности с иной структурой нравственного сознания. Личная зависимость феодализма сменяется вещной зависимостью между людьми. Новые классы – буржуазия и пролетариат. Торгово-денежные отношения порождают новые моральные эталоны поведения. Общая характеристика – индивидуализм. Вначале имел позитивное значение (свобода, равенство, братство). Саморазвитие есть моральное совершенствование и счастье (Просвещение). Ориентация на богатство, успех – цель жизнедеятельности. Эгоизм, моральная оценка уподобляется отношениям «купли-продажи». Бережливость. Главные требования – честность и долг (в смысле то, что нужно вернуть). Кризис: индивидуализм оборачивается антигуманизмом (человек – не цель, а средство), моральные отношения предстают как отношения вещей, поэтому возникает моральное отчуждение, разобщение, одиночество. Моральное отчуждение: от способности быть субъектом морали, от уже действующих норм (они формальные), от моральной сущности, от духовного мира другого человека. Потребительская система®конформизм или борьба.

Социализм. Социальное освобождение и расширение возможностей для развития личности. Расширение сферы применения морали в общественной жизни, возрастает роль нравственного начала в повседневной жизнедеятельности людей. Растет моральная ответственность, самовоспитание. Борьба за реализацию гуманистического идеала коммунизма, где свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех. Новая личность: солидарность, товарищество, преодоление эгоизма и замкнутости. Здесь человек становится высшей ценностью, самоцелью социально-исторического развития. Но было ли это так на практике? Для наступления социализма необходимо не только упразднение частной собственности, изменение экономической системы, но и изменение сознания а последнее как раз таки очень сложно изменить, психология человека так и остается частнособственнической.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: