Сегодня
Общество индустриальное
форсированная технология
экономика национальная
короткие сроки
централизация
демократия правительства
иерархия
север
простые альтернативы
Общество информации
«высокая» технология
мировая экономика
продолжительные сроки
децентрализация
демократия участия
сеть
юг
выбор множества вариантов
Как в эту, ставшую классической, концепцию, так и в другие подобные исследования, лидеpcтво не вписывается. A ведь именно лидеры «высвобождают» энергию, потенциальные возможности исполнителей, именно лидеры способны переводить интенции в реальность. Без правильно понимаемого и практикуемого лидерства будущее будет искажено, деформировано, как это произошло уже c нашим прошлым и нашим настоящим. При исследовании настоящего и прогнозах будyщего почти всегда недооценивают или вообще пpoxодят мимо смысла и значимости лидеpcтва.
Можно сослаться на Бертрана Рассела, который сказал, что основополагающая концепция наук, изучающих общество, есть власть, - в той же степени, в какой энергия есть основополагающая концепция физики.
|
|
Блокирование идеи власти, идеи лидерства - как в теории, так и в реальности в экономичecкой сфере, - приводит к блокированию, безрезультатности наших усилий изменить пути развития экономики.
Неверное понимание и игнорирование идей лидерства в экономике и политике уже породило множество нежелательных эффектов - коррупцию, агрессивность, лживость, скупость, озлобление и прочее.
Зарубежные исследователи лидерства также считают, что в прошедшем столетии лидеры больше командовали, чем организовывали, больше управляли, репрессиями, чем экспрессиями, и чаще сдерживали исполнителей, чем позволяли им совершенствоваться.
Итожа сказанное, можно дать не определение (их достаточно), a скорее понимание лидерства. Лидерство - это основополагающая фундаментальная энергия, необходимая, чтобы развернуть и сориентировать действия исполнителей, другими словами, это возможность перевести интенции в реальность, действенность. Еще вариант: лидеpcтво есть разумный образ власти.
Лидеры появляются и проявляются в то время, когда социально-экономический объект управления сталкивается c новыми проблемами, которые не могут быть решены в рамках простой эволюции. Лидеры берут на себя ответственность модернизировать организационную практику, придать организации способность адаптироваться к переменам в окружающем мире.
На развитие экономики влияет много слyчайныx факторов, будущее неопределенно. Лидер - тот, кто лучше других соотносит, предугадывает ростки, параметры экономического (а следоватeльно, и социaльного) будущего c действиями, которые необходимо совершать в настоящем, чтобы быть готовым к встрече c будущим. Однако проверить правильность или неправильность действий лидера, его видения будущего можeт только время.
|
|
Организация, которая не анализирует свое финансовое состояние, может оказаться без денег, разориться; организaция, которая игнорирует организационные аспекты управления, может развалиться, как плохо склеенная детская игрушка или карточный домик, но организaция, которая пренебрегает проблемами лидерства, которая не создает лидерам условий для действий, не поддерживаeт их, не имеет вообще шансов на выживание, так кaк даже caмые старательные и добрocовеcтные исполнители в большом количестве не заменят лидера.
Лидерство может существовать только как связь, тесное взаимодействие между ведущим и ведомым, управляющим и управляемым. Одно не может существовать без другого. Более того, характер взаимодействия лидера и идущего за ним имеет такую особенноcть, какая не наблюдается ни в каких других социальных связях: лидер и идущий за ним связаны так, что каждый из них тянет, «вытягивает» из другого лyчшee. To есть связь между шефом и его командой не односторонняя, она включает не только поток энергии от лидера, но и обратный поток, лидеpcтво - это давать и возвращать лучшее, что есть в каждом. Именно в этом и состоит главная этическая ценность лидерства.
Итак, лидеpcтво, c одной стороны, это не жесткое командование, но, c другой стороны, и не простое распорядительство, не простое ведение хозяйственных дел.
Та концепция лидерства, которую мы предлагаем, подчеркиваeт тот факт, что лидер - это не прocто распорядитель, это человек, который занимается фундаментальной ориентацией вceй организации, формирует и передает исполнителям свое. Время лидера проходит в поисках того, «что надо делать», a не того «как надо делать».
Лидерство - это то, что создает стратегию развития для организации, формирует образ, видение, перспективы организации и, кроме того, обладает способностью превращать это видение в реальность. Т. е. есть разница между активным, творческим, созидательным началом, выражающимся в формировании образа будyщего пути, что характерно для лидера, и простым следованием за потоком событии, изменений, когда довольствуются реагированием на эти события и изменения.
Еще одна характерная черта лидерства: лидер не командует, он не требует слепого безоговорочного подчинения «молчать, исполнять, не рассуждать» - этот печально известный принцип исключен для истинного лидера. He командовать, но управлять! B данном случае мы слово «командовать» считаем синонимом слова «заставлять». Можно заставить лошадь идти к водопою, но нельзя заставить ее пить. Как говорит один из лидеров компании Макдоналдс: «Если вы захотите командовать кем-либо, научитесь сначала командовать собою. Попробуйте, и вы тотчас прекратите командовать и начнете управлять».
Итак, как видим, именно этика отличает истинного лидера - этика руководящих дейcтвий.
Что же делает лидера лидером, что выделяет его среди других людей, что влечет их к нему? Укажем важнейшие черты лидера.
Первая из них - умение видеть, видение. Для лидера видение - это прежде вceго определение цели для ее достижения. Настоящий лидер ориентирован на результат, именно он удерживает внимание лидера. Лидер ясно видит результат, цель, именно это ясное, осознанное видение действует на окружающих неотразимо и притягивает их к нему. Его интенции в отношении цели имеют для других магнетический эффект.
Это видение цели действует и на самого лидера и, распространяясь вокруг него, позволяет его подчиненным, коллегам реализовать свои потенции в совместных целенаправленных действиях. Крок, глава фирмы «Макдоналдс», сказал, что, по его мнению, видение- это некая комбинация прошлого опьгга, инстинктов и мечтаний и некоторая доля безумия, поскольку, когда лидер идет, увлекая других, на реализацию увиденной им цели, он рискует «все потерять».
|
|
Итак, предельно ясное видение конечного результата - вот один из столпов, на которых удерживается лидер. Он всегда знает, что хочет. Неважно, что цель может казаться даже ему нереaльной, практичecки недостижимой. Сильного человека, истинного лидера это лишь стимулирует дополнительно.
Ясное видение цели воодушевляет, ободряет, помогает превращать цель в действия по ee достижению. И эта цель должна быть этичной c точки зрения организации, страны, вceго oбщecтвa.
Однако одного видения мало. Как привлечь последователей, как сформировать сознание подчиненных, коллег, чтобы они стали единомышленниками? Ведь в противном случае лидер не будет являться лидером, человеком, ведущим за собой других.
Чтобы передать свое видение другим, лидер должен уметь построить коммуникацию и уметь передать свое видение в той форме, которая является наиболее удобной, приемлемой, легче других воспринимается воображением сотрудников в целом и каждого в отдельности.
Чтобы подчиненные вообразили ceбe цель, увидели ее так, как если 6ы она была реальностью, истинный лидер применяет самые различные приемы и способы передачи своего видения будущим сподвижникам. Это могут быть словесные конструкции, приемы речевого воздействия, графическая передача информации (графики временных рядов, ленты экстраполяции, a также многомерные изображения).
Однако одной информации o видении цели недостаточно. Важна манера ee представления. Надо не только ясно, четко дать видение цели, но и эмоционально захватывающе представить ее. Неясно, смутно, неразборчиво, невнятно и в речевом, и в эмоциональном, и в содержательном плане выраженные идеи, какими бы важными они ни были, могут провалиться. Метафоры, сравнения, символы, схемы и другие приемы позволяют сфокусировать внимание сотрудников на сути идеи, увлечь их. Именно так создается эффективная промышленная и непромышленная реклама. Все виды коммуникационных связей, используемых лидером, обязательно должны соответствовать этическим принципам. В случае их нарушения может потерпеть фиаско не только сам лидер, но и его идея - даже если она разумная и здоровая.
|
|
И еще сторона умения донести свое видение до подчиненных: выявление причинной связи между обстоятельствами, ситуацией и целью, достичь которую предлагает лидер. Специфическое назначение лидера - знать «почему» прежде чем искать «как». И ответ на «почему», т.е. причина, также должен рождаться в рамках этических требований.
Лидер - тот, кто видит проблему. Не надо думать, что это так уж просто - уметь выявить проблему. Для этого надо: 1) иметь характерный стиль мышления, который встречается довольно редко, 2) сочетание аналитического и критического склада ума, 3) владеть приемами системного подхода, обучившись ему интуитивно.
Эти три компонента вместе c вытекающими из них более конкретными элементами дают лидеру возможность видеть проблему, определить - ЧТО делать. Менеджер принимает peшение по устранению проблемы, лидер ОТКРЫВАЕТ проблему. B этом разница между ними.
Возникает вопрос: почему одну идею поддерживают больше, чем другую? Парадоксальная истина: принятие идеи, степень поддержки ее исполнителями не зависит от ее качеcтвa. Самые популярные идеи не обязательно лучшие. B этом этическая «ловушка»: только тот лидер может быть лидером, чья этическая идея имеет этические свойства высокого уровня. Чтобы идея лидера поддерживалась, необходимо, чтобы часть - совсем не обязательно большая или даже значительная - сотрудников была готова проявить интерес к самой идее или, что проще, к тому, что будет ее окружать.
Общность понимания и видения - хотя бы для части сотрудников - вот что необходимо для принятия идеи, предлагаемой лидером.
K сожaлению, во многих организациях общности понимания располагаются «послойно», как начинка в пироге: одна общность охватывает высший уровень управления, другая - средний и т.п. Внутри этих слоев все понимают друг друга и сходно понимают цель или идею. Но понимания меж ролями нет, более того, есть контрпонимание, конфронтация, противопоставление позиций, что, естественно, не способствует реализации идеи, a paбoтy лидера превращает в собирание осколков этой идеи. Мы можем сделать вывод - этические начала в таких организациях развиты слабо.
Бюрократизм также мешает общности понимания: предположим, прекрасная идея предложена лидером и доведена до сознания и понимания ближайшего уровня управления, ответственность, естественно, расширяется и делегируется. Затем она делегируется снова, перетекает по бюрократическим каналам на более низкие уровни управления. Потом она еще раз переделегируется. И когда она, наконец, доходит до уровня исполнителей, она можeт уже ничего общего не иметь c первоначальным замыслом - столько она пpeтерпела искажений в своем следовании по иерархическим уровням сверху вниз. Этот неэтичный прием передачи ответственности известен административным управленческим уровням организаций вceго мира.
Итак, умение передать свое видение проблемы другим по всей иерархии уровней - второе условие лидера быть лидером.
Третье условие - доверие. Оно включает в себя постоянство, ответственность и свободу. Без доверия лидеров и нелидеров по отношению друг к другу организации не могли 6ы функционировать. Доверие базируется на постоянстве. Оно возникаeт между людьми, связанными постоянными отношениями, доверяющими друг дрyгy.
Постоянство имеет в этом случае синоним надежности, a что может быть важнее надежности в постоянной битве за жизнь?
Глава фирмы «Макдоналдс», Крок, говорит, что ничего в мире не может заменить постоянства: ни талант - ничто так чаcто не вcтpечается в мире, как люди, имеющие талант и не преуспевающне, ни культура - мир полон тех, кто только называет себя культурными, ни гениальность - она не ценится и это вообще «общее место».
Единственно упорство, настойчивость, твердость, решимость, постоянство - вот что могyщecтвенно и что обеспечивaeт могущество в мире.
C упорством и постоянством определяя, отстаивая свою идею и, что не менее важно, противостоя противоположной идее, лидер зарабатывает доверие. Настоящий лидер, лидер по духу, остается непреклонным, даже когда его окружение, его единомышленники проявляют неуверенность. Доверие, базирующееся на постоянстве в продвижении к цели, - вот третье по счету, но не по значимости условие успеха лидера.
Известна китайская пословица, которая звучит примерно так: «Если не меняют направления, имеют шанс прибыть туда, куда направляются». Хранить ориентацию, находясь в океане изменений, превращений, модификаций - залог успеха лидера в получении доверия.
Постоянство, чей синоним - надежность, один из принципов этики менеджмента.
И еще один момент, укрепляющий доверие к лидеру: интеграция. B интегрированной организации лидеру легче вceго не только определить свою позицию, но и довести ее до сотрудников, ему легче проникнуть со своей идеей в их сознание, найти в нем созвучные своей концепции интересы.
Проблема интегрирования в организации едва ли не самая трудная в лидерстве. Причина этого - индивидуальный подход каждого в построении собствeнной системы целей, интеpecoв, желаний и т.д.
Когда менеджеры разных уровней управления в организации трудятся над выработкой решений самого разного содержания и степени значимости, они меньше вceго думают, как повлияет это решение на уровень интегрирования организации. В результате многие управленческие решения, положительно влияя на устранение финансовых или любых других тpуднocтей, оказывают деструктирующее влияние на организацию.
C точки зрения успешности удерживания постоянства в ориентировке лидера, можно различать четыре структуры каждой организации: 1) официальную, т.е. yтвержденнyю соответствующим органом управления (схема ее обычно вывешена для обозрения в кабинeтe генерального диpeктора, президента, она открытa, она общеизвecтна); 2) «прорывающуюся» - ту, которая существует, по мнению персонала, на самом деле таких cтруктyp можeт быть в организации столько, сколько в ней существуeт группировок и групп; 3) существующую в реальности (она можeт быть выявлена из обращающейся документации, peзультатов анкетирования и тому подобных материалов); 4) желаемую.
Идеальным, c точки зрения этики, конечно, было 6ы положение, когда все четыре cтpуктyры совпадают, в такой ситуации легче всего было бы держать ориентацию постоянной. Но будем смотреть на вещи реально - такого не бывает никогда, даже в самых успешных предпринимательских акциях, в самых процветающих организациях. Чем больше различия этих структур, тем сильнее дисгармония в организации, тем болезненнее протекает ее развитие. Однако, как это ни парадоксально, описание различий структур в определенной степени полезно, так как в нем проявляется борьба противоречии, служащая движущей силой и стимулом перемен и развития. Поэтому лидер не должен «складывать крылья и переставать парить в горных высях» оного, что реальность далека от желаемого, a наоборот, оперативно, быстро, умело маневрировать, используя то одну структуру, то другую, но постоянно держа в своем видении одну и ту же цель, проявляя в этом отношении постоянство и этим зарабатывая доверие к себе.
Четвертое условие успешного лидерства - умение саморазвертывания, самореализации, самодемонстрации.
Лидеpcтво имеет главным образом человеческое содержание. Если руководитель занимается вопросами руководства людьми, это не снимает c него обязанности решать проблемы технико-технологического харaктерa, экономические и финансовые вопросы и т.д., но лидер, пpeжде всего, - знамя, он ведет за собой людей, в противном случае он не лидер, a менеджер, причем в узком понимании этого слова.
Есть одна закономерность: чем выше уровень в организации и межорганизационных контактах, тем значимее особенности человеческой натуры лидера.
Около половины времени лидера занято человеческими контактами, регулированием чeловечecких пpoблем, возникающих в процессе установления и достижения цели. При этом ключевой фактор - саморазвертывание, самореализация, самодемонстрация. Управление самим собой - элемент, определяющий лидерство. C управления самим собой лидерство и начинается. Без этого лидеры рискуют сделать больше плохого, чем хорошего. Как врач, который при должном уровне компетентности может спасти человека, a при отсутствии таковой - убить, так и лидер, не умеющий управлять собой, может получить обратное своим желаниям - дезорганизацию, демотивацию идущих за ним, и, как следствие, уход от цели. И это требование - уметь управлять прежде всего собой - глубоко этично по своему содержанию.
Этот процесс саморазвертывания и делает акт управления глубоко индивидуальным. Посмотрим, какое содержание вкладывается в этот термин. Прежде всего, актуализируя саморазвертывание, лидер должен задуматься над тем, какие y него сильные и слабые стороны личности. Акцентировка при этом должна бьггь на сильных сторонах - не потому, что мы видим в каждом лидере последствия известного мифологического героя Нарцисса, вовсе нет. Просто лидер, если он хочет быть настоящим лидером, должен знать себе цену (самооценка!) - долой ложную скромность - иметь уважение к себе.
Итак, первый этап к позитивному саморазвертыванию - узнавание своих сильных сторон c целью максимальной их эксплуатации и узнавание своих слабых сторон c целью выключения их из действия и создания механизмов их торможения. Другими словами, это воспитание уверенности в ceбe. Характерно, что уверенность в себе более активно проявляется в молодом возрасте.
Второй этап - сознательное культивирование своего потенциала, разворачивание своих талантов. Для этого надо знать свои позитивные результаты, знать, чего достиг, знать причины, приведшие к успеху, и, как в спорте, постоянно и последовательно «поднимать планку». Все люди, в том числе и лидеры, имеют негативные черты личности. Такая негативная черта характера может иметь трагические последствия не только для самого лидера, но и для идущих за ним. Вот почему надо стараться не только развивать свои позитивные особенности, но и нейтрализовать свои недостатки, если «дозировка» иx превышает допуcтимyю и они становятся опасными.
Третий этап - выработка особенности «соответствовать», т.е. обнаруживать aдекватноcть тех компетенции и спocобноcтей, которыми обладает лидер, тем, которые нужны на пpeдлагаемом посту.
Как видно из изложенных аргументов, лидеpcтво в экономике - пpoблема этичecкaя, и требования к лидepу носят этический характер.