Философия нового времени. Новое время – отрезок всемирной истории с XVII – XIX

Новое время – отрезок всемирной истории с XVII – XIX. Этот период получил свое название из-за принципиальных изменений в общественной жизни, которые стали результатом буржуазных и буржуазно-демократических революций, произошедших в это время в Европе (в Англии 1640 – 1649 гг., во Франции 1789 – 1794 гг., в 1848 – 1851 в Германии, Австро-Венгрии).

В результате буржуазных и буржуазно-демократических революций в экономической сфере общественной жизни возник рынок свободного труда и зародился новый слой предпринимателей.

В политической сфере, доминировавшие прежде абсолютной монархии, как формы государственного управления во многих странах сменились либо конституционными монархиями, либо республиками.

В духовной сфере существенно уменьшилась роль религии в обществе (процесс секуляризации).

Философия нового времени представляет собой совокупность многочисленных направлений; наиболее известными из них являются:

· Рационализм (ratio – разум; Декарт). Основа истинного знания – разум;

· Эмпиризм (empicos – обращенный к чувству; Френсис Бэком). В основе истинного познания лежат органы чувств человека.

· Агностицизм (Кант). Утверждали, что человек может познавать только поверхностные простейшие характеристики объектов или процессов, при этом недоступными для него остаются глубинные характеристики объектов, то есть недоступной остается абсолютная истина. Познать абсолютные истины человеку мешают так называемые антиномии, то есть человеческий разум не способен разрешить принципиальные вопросы, дать на них окончательные ответы.

Антиномии по Канту:

o Есть Бог – нет Бога.

o Мир пространственно конечен – пространственно бесконечен.

o Простое – сложное.

Основные теории социально-политической философии:

· теория естественных прав человека (Джон Локк, XVII – XVIII вв.); Естественные права – это право на жизнь, свободу, частную собственность, власть. Они рассматривались как естественные, потому что считалось, что они глубоко укоренены в самом существовании человека и принадлежат ему по самому факту рождения, поэтому не могут быть отчуждены ни при каких условиях, если данный человек не нарушил закон. Сторонники теории считали, что задачей государства является защита и гарантии естественных прав человека. Эта теория широко использовалась в новое время всеми, кто ее разделял для критики пережитков феодальных порядков. Концепция естественного права стала теоретической основой развития законодательства о правах и свободах человека, как гражданина в Европейских государствах.

· теория народного суверенитета (Руссо, Вольтер, Кант, XVIII). Сторонники теории утверждают, что народ любой страны является тем субъектом, который изначально обладал всей полнотой власти в обществе. Существуют отличия во взглядах сторонников народного суверенитета на трактовку вопроса о естественном праве. Руссо отмечал, что поскольку народ источник и конечный обладатель всякой власти, то Руссо утверждает, что народ имеет право свергнуть правителя, который злоупотребляет властью, доверенной ему народом. Более того, народ имеет право делать это всякий раз, когда его не устраивает правитель. Локк утверждал, что отстранение правителя может быть только в случае, если правитель грубо нарушил права. Кант считал, что исходный обладатель власти – народ, то есть народ суверенен. Но для удобства управления народ давно передал власть своим монархам и у народа не будет повода выступить против своих монархов, поскольку монарх никогда не поступит не по праву, то есть не ущемит права народа.

· теория разделения властей (Локк, Монтескье). Авторы теории рассматривали государственную власть, как целостное явление, но утверждали, что для более эффективного функционирования власть должна быть разделена на 3 ветки: законодательную, исполнительную (включает в себя и судебные функции), федеративную (ведает отношениями с иностранными государствами). В настоящее время государственная власть устроена по Монтескье (законодательная, исполнительная, судебная). Такое государственное устройство позволяет:

o строго очертить компетенцию каждой из ветвей власти;

o обеспечить большую эффективность власти за счет роста профессионализма чиновников;

o обеспечить контроль одной ветви власти за действиями двух других на основе действующего законодательства с тем, чтобы предотвратить злоупотребления власти (это так называемый принцип «сдержек и противовесов»);

o значительно снижается коррупция.

Хотя такое строение власти дороже обходится налогоплательщикам, тем не менее, общество предпочитает оплачивать более дорогостоящую власть, но при этом более эффективную, а, следовательно, более полезную обществу. Альтернативой принципу разделения власти на 3 ветви является организация власти на основе принципа единовластия.

· теория общественного договора.

Государство стало результатом договора, заключенного между людьми первобытного общества, который предусматривал создание некоторой управляющей обществом структуры.

При наличии общих позиций у авторов теории общественного договора существуют отличия в их воззрениях на происхождение государства.

Томас Гоббс в своем произведении «Левиафан» до государственности состояние общества называется «войны всех против всех», далее общество на определенном этапе осознало опасность такого состояния и решило из него выйти; оно избрало из своей среды несколько наиболее опытных уважаемых людей, передало им часть своего естественного права на власть с тем, чтобы эти люди упорядочили отношения в их обществе, прекратили всеобщую вражду и ненависть. В дальнейшем управляющие структуры только разрастались, и в итоге на определенном этапе исторического развития из этих управляющих структур возникло то, что мы называем государством, т.е. основной институт власти.

Согласно Руссо до государственное состояние общества было «золотым веком человечества», где «добрые дикари прекрасно ладили друг с другом». Благополучность истории нарушило возникновение частной собственности, разобщило людей. Возникшая частная собственность привела к тому, что последующая жизнь общества превратилась в борьбу за ее передел, поэтому история человечества – история войн, конфликтов, противоречий. В связи с этим возникла необходимость выйти из состояния всеобщей войны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: