double arrow

Понятие ФП, положение в системе иных отраслей права РФ


Тема 1: Финансовое право: понятие предмет метод система

Взгляды на понятие ФП и его положение в системе права в настоящее время носят принципиально разный характер. Взгляды разнятся. Основная проблема сводится к тому, что предмет и метод ФП как основные признаки отрасли не однородны и это дает основание для их различной оценки. Традиционно ФП получило развитие достаточно давно с 17-18 века, активно развивалось как наука о публичных доходах, о публичном хозяйстве. Зарождение и развитие обусловлено потребностью любого государства финансировать те публичные обязанности, которые присуще каждому государству (оборона, правопорядок, образование медицина).

Последующий этап развития ФП круг вопросов, которые охватывались данной отраслью, сузился, предмет стал включать лишь отношения, в основе которых лежало накопление сохранение и использование денежных средств в публичных целях, те вопросы управления иными государственными активами из предмета ФП были выведены.

Период развития ФП к 20-21 веку характеризуется следующими особенностями:

а) выделяются следующие подходы к происхождению

1. ФП выделилось из КП

2. ФП до настоящего момента не существует, как самостоятельная отрасль, а является частью АП

3. ФП изначально сформировалось как самостоятельная отрасль, не выделяясь из других

4. ФП как комплексная отрасль

б) второй особенностью было различные подходы к содержанию предмета ФП. Проблемы с четким определением понятия предмет ФП обусловлены тем, что публичные финансы используются в целом ряде групп отношений: налоговые бюджетные, валютные, отношения с участием банков, расчетные отношения, отношения по обязательному государственному страхованию. Анализ различных теоретических подходов к понятию предмет ФП демонстрирует, что в каждом случае достаточно своеобразно выстраиваются отношения финансового права.

Ряд подходов сводится к тому, что предмет ФП надо определять широко, включая в него максимальное число отношений с участием публичных финансов (см. выше). Этот подход страдает тем, что при малейшем наличии в каких либо отношении публичных денежных средств, они относятся к предмету ФП. Столь широкий подход к понятию предмета вызывает объективные нарекания, поскольку не учитывает современные особенности развития системы права в РФ, игнорирует появление самостоятельности ряда отраслей, не оценивает содержания правоотношений по признаку направленности на удовлетворение публичных интересов.

Второй подход сводится к тому, что в предмет ФП группы отношений включаются очень избирательно и каждые из групп взаимосвязаны с другой. Следуя этому подходу выделяют:

· Правовое регулирование денежного обращения (эмиссионное право) как институт - отношения по регулированию денежной массы используемой в РФ, рассматриваются вопросы выпуска денег в обращение, использование денег в обращение изъятие денег из обращения, замена устаревших и испорченных денежных знаков, вопросы регулирования основных показателей денежного рынка РФ и др.

· Налоговое право (как подотрасль) данная подотрасль охватывает собой всю совокупность отношений, которые имеют место в связи с возникновением изменением и прекращением налоговой обязанности различных субъектов. Налоговое право занимает принципиальное положение в системе ФП: налоги составляют один из двух источников пополнения государственного бюджета.

· Бюджетное право (как подотрасль) рассматривает вопросы зачисления денежных средств в бюджеты тех или иных уровней их перемещения между уровнями бюджетной системы, а также расходование бюджетных средств, БП определяет бюджетную систему и бюджетное устройство в РФ принципы бюджетной системы, вводится институт бюджетной ответственности.

Сторонники рассматриваемого подхода ограничиваются рассмотрением 3х составляющих по причине их тесной взаимосвязи, а также в связи с тем, что соответствующие отношения непосредственно направлены на удовлетворение публичных потребностей. Взаимосвязь проявляется в следующем: эмиссионное право обеспечивает возникновение и существование в РФ денежной массы, необходимой для уплаты налогов, а также для совершения операций со средствами бюджета. Налоговое право и бюджетное право также тесно взаимосвязаны по следующим причинам:

1. налоги служат для пополнения бюджета. В их отсутствие функционирование бюджета невозможно.

2. налоговые показатели (ставки налогов, прогноз собираемости, данные о ранее собранных платежах) используются при подготовке и исполнении бюджетов разных уровней

3. закон о бюджете, принимаемый ежегодно может содержать в себе изменения, вносимые в действующие налоговые нормативные акты.

С учетом такого подхода к предмету разграничиваются и подходы к самой отрасли. При определении ФП как отрасли, подходы отличаются зависимости от взглядов на предмет. Те, кто считает, что отношения с участием публичных финансов не носят однородный характер, указывают на отсутствие у ФП самостоятельности. В качестве дополнительных аргументов следующие: отсутствие единого понятийного аппарата (примеры понятий налоговое право – налог сбор налогоплательщик налоговый агент объект налогообложения; бюджетное право – субсидия субвенция дотация бюджет доход расход бюджета), отсутствие в ФП кодифицированного акта регулирующего отношения относящихся к данной отрасли, «бедность» положений общей части ФП: в современном ФП как таковая отсутствует общая часть, единых положений общего характера для всех составляющих нет.

На сегодняшний день ФП рассматривается как комплексная отрасль права. В рамках данного подхода ФП как отрасль права, регулирующая вопросы формирования распределения использования публичных фондов денежных средств, необходимых для реализации функций ОМС и ОГВ. Комплексный подход обусловлен тем, что затруднительно разрозненное правовое регулирование его блоков: бюджетное налоговое эмиссионное право.


Сейчас читают про: