Метод налогового права – императивный

Черты:

  1. ограничение автономии воли субъекта. Целью налоговых отношений является сбор обязательных фискальных платежей (налоги и сбор). Как следствие отношения должны быть построены таким образом, чтобы у налогоплательщика либо у иных субъектов, вовлеченных в отношения, была сведена к минимуму возможность к усмотрению при совершении тех или иных действий. Ограничение автономии воли предполагает наиболее полное последовательное закрепление в законе норм, регламентирующих порядок действий при исполнении налоговой обязанности и в иных видах налоговых отношений.
  2. при регулировании налоговых отношений сочетаются обще дозволительный тип правового регулирования и разрешительный тип. Обще дозволительный тип реализуется в отношении частных субъектов – налогоплательщики налоговые агенты плательщики сборов. Закон содержит открытый перечень прав, которые они могут реализовать в отношениях из чего следует возможность совершения таких действий, которые хотя прямо и не предусмотрены законом, но в конечном итоге направлены на надлежащее исполнение налоговой обязанности. Разрешительный тип реализуется в отношении публичных субъектов налогового права (налоговые органы, иные ОГВ и ОМС, публично территориальные образования). В отношении данных субъектов компетенция прямо оговорена законом, выход за ее пределы является нарушением.
  3. юридическое неравенство субъектов, вовлеченных в отношения. Несмотря на то, что закон прямо не устанавливает подчиненность налогоплательщиков налоговым органам, фактически в складывающихся отношениях публичные субъекты имеют формальный приоритет над субъектами частными, в этом проявляется их неравенство.
  4. для налоговых отношений характерно установление большого числа позитивных обязываний (встречных обязанностей налоговых органов и налогоплательщиков).

Система налогового права:

    • Общая часть - регламентирует вопросы в равной степени важные для отношений по взиманию любого налога, установленного особенной частью (понятие и виды субъектов налогового права, понятие налога и сбор, понятие и виды элементов налогообложения, понятие виды налогового контроля, порядок осуществления мероприятий налогового контроля, порядок исполнения налоговой обязанности, понятие налоговой ответственности основание и процедура привлечения)
    • Особенная часть посвящена регулирования отдельных налогов и сборов, взимаемых в РФ.

Принципы налогового права:

При регулировании налоговых отношений применяются межотраслевые принципы правового регулирования, характерные для иных отраслей права РФ (принцип законности, федерализма). Кроме этого особое значение приобретают отраслевые принципы налогового права.

  • Принцип равенства и всеобщности при регулировании налоговых отношений (см. признаки).
  • Соразмерность налога, подлежащего уплате, экономической базе, возникающей у налогоплательщика. Взимаемая сумма налога должна быть соразмерна экономическому благу, полученному налогоплательщиком.
  • Налоги и сборы, устанавливаемые в РФ, должны иметь обязательное экономическое основание. Применяемые в государстве фискальные платежи не могут быть произвольными. При установлении налога или сбора законодатель в каждом случае должен определиться с вопросом о том, в отношении какого экономического блага производится налогообложение (налог на доходы физических лиц НДФЛ – в связи с получением налогоплательщиком дохода в натуральной денежной форме, земельный налог – в связи с возможностью использования земли и извлечение полезных свойств от такого использования, налог на имущество – обложение налогом в связи с возможностью использования имущества в его личных целях).
  • Недопустимость установления налогов и сборов, ограничивающие конституционные права и свободы граждан.
  • Недопустимость налогов, подрывающие единое экономическое пространство РФ. НК РФ запрещает введение фискальных платежей, которые создают экономические приоритеты для того или иного субъекта РФ.
  • Принцип законодательного порядка установления и введения в действие налогов и сборов. Это является прямым следствием ст.57 К РФ устанавливающей обязанность каждого субъекта платить установленные законом налоги и сборы. НК РФ предусматривает, что установление и введение в действие новых налогов и сборов, а равно изменение уже существующих является исключительным полномочием законодательной ветви власти. Это связано с тем, что при установлении налога идет речь об ограничении права частной собственности на денежные средства в связи с чем, такое ограничение возможно только в форме закона. Кроме того, для легитимности установленных налогов и сборов традиционно требуется народное волеизъявление на их установление. Этого можно добиться по средствам голосования в парламенте. Подобный подход применяется в большинстве развитых стран мира.
  • Обязательное определение в законе всех элементов налогообложения. В НП применяется специальная конструкция - элементы налогообложения. Для единообразного описания всех налогов и сборов закон требует определения в отношении них элементов: объект, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Отдельно определяются налоговые льготы и налогоплательщики.
  • Принцип добросовестности при участии в налоговых отношениях. В отличие от ГП, где презумпция добросовестности участников гражданского оборота, а также недопустимости злоупотребления своими правами закреплена в ГК (ст.10), в налоговом праве соответствующих норм нет. Следствием этого становится то, что на практике налогоплательщики, используя несовершенство налогового законодательства, совершают такие экономические операции, которые экономически выгодны для них, но крайне затруднительны для налогообложения. Как правило, эти операции формально соответствуют закону, но в действительности направлены только на уклонение от уплаты налогов.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: